Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение УЖО администрации города Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Павловой О.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение жилого помещения для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (108) (изв. N 0356500001423005375),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 12.02.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 13.02.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001423005375 Заказчиком, ГКУ ПК "ЦОЗ" проводился электронный аукцион на приобретение жилого помещения для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (108). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 054 447,00 руб.
20.11.2023 г. между Заказчиком и ИП Павловой О.А. (далее - Поставщик) заключен контракт на приобретение жилого помещения для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (108) (далее - Контракт). Цена контракта - 2 694 239,02 руб.
Предмет Контракта, порядок оформления и передачи жилого помещения, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 3, 4 Контракта соответственно.
В частности, в условиях Контракта указано следующее:
1.1. Продавец обязуется передать за плату Заказчику жилое помещение в виде отдельной квартиры (далее - жилое помещение), расположенной в городе Перми, соответствующей требованиям, указанным в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять жилое помещение и оплатить его стоимость.
3.1.1. Срок начала передачи жилого помещения: с даты заключения Контракта
3.1.2. Срок окончания передачи жилого помещения: 30 календарных дней c даты заключения Контракта
3.2. Жилое помещение подлежит обследованию на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также требованиям, установленным Контрактом и Техническим заданием.
3.4. Продавец направляет Заказчику уведомление о готовности жилого помещения к осмотру с указанием адреса и площади жилого помещения. Уведомление направляется посредством почтовой связи или на электронную почту Продавца.
3.7. По результатам обследования составляется акт обследования жилого помещения, содержащий решение о соответствии (несоответствии) жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также требованиям, установленным Контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
3.9. В случае выявления несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также требованиям, установленным Контрактом и Техническим заданием (Приложение N 1 Контракту) Заказчик составляет акт обследования жилого помещения с отрицательным заключением. Продавец обязан устранить недостатки за свой счет не более, чем в течение 7 (семи) календарных дней с момента подписания акта обследования жилого помещения с отрицательным заключением. Повторная приемка производится Заказчиком в порядке, предусмотренном пунктами 3.6. - 3.7. Контракта.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 26.01.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделами 4, 8 Контракта).
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 8 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в соответствии с п. 3.1.2 Контракта срок передачи квартиры наступил 21.12.2023 г.
В соответствии с п. 3.4 Контракта 21.12.2023 г. Продавец направил Заказчику уведомление о готовности квартиры к осмотру.
Заказчик после получения уведомления Продавца о готовности квартиры к осмотру организовал комиссионное обследование квартиры и проверку соответствия качества квартиры требованиям, установленным Контрактом и Техническим заданием.
При обследовании квартиры по адресу: г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 85, кв. 2 комиссией по обследованию жилых помещений, приобретение (строительство) которых осуществляется с целью формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены недостатки, в частности, не соответствовали требованиям, следующие наименования характеристик жилого помещения: оконные проемы; электропроводка; розетки, выключатели; инженерное оборудование; потолки; стены; полы; санузел; оборудование ванной и туалетной комнат; система отопления; оборудование кухни; входные двери; отделка жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3.9 Контракта комиссия по обследованию жилых помещений 28.12.2023 г. составила Акт обследования жилого помещения с отрицательным заключением.
29.12.2023 г. Заказчиком в адрес Поставщика было направлено уведомление N 059-11-01-29/2-269 об устранении замечаний.
В соответствии пунктом 7.5 Контракта Заказчиком было направлено Продавцу письмо от 24.01.2024 г. N 059-11-01-29/2-10 о начислении штрафа.
Недостатки устранены не были, квартира Заказчику не передана.
На основании указанного, 26.01.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в реестровой записи Контракта в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 26.01.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 95 Закона о закупках срок Поставщиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 06.02.2024 г.
В тот же день информация об ИП Павловой О.А. была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
Представители ИП Павловой О.А. на заседание Комиссии не явились, не представили доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, доказательств, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта.
Доказательства того, что ИП Павловой О.А. предпринимались все зависящие от нее действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Комиссия отмечает, что ИП Павлова О.А. подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилась со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, информация об ИП Павловой О.А. включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 3 раза.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о закупках порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом социальной значимости закупки, пришла к выводу о том, что бездействие Предпринимателя свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об ИП Павловой О.А. подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Павловой О.А. (614112, Пермский край, Пермь, Писарева, 29в, 74, ИНН 590705393305) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Павловой О.А. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Павловой О.А. из реестра недобросовестных поставщиков считать 13.02.2026 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 февраля 2024 г. N РНП-59-57
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024