Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Адва Директ Групп" (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПК "Озерский центр социального обслуживания" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы) в здании Октябрьского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, с. Богородск, ул. Школьная 9, в здании спального корпуса со столовой ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, д. Березовая гора, ул. Трактовая, д. 53, в здании Сарсинского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО"по адресу: Пермский край, Октябрьский район, пос. Сарс, ул. Мира,17 (изв. N 1056500006324000007),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 1056500006324000007, Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на Изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы) в здании Октябрьского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, с. Богородск, ул. Школьная 9, в здании спального корпуса со столовой ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, д. Березовая гора, ул. Трактовая, д. 53, в здании Сарсинского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, пос. Сарс, ул. Мира,17.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме:
1) извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.01.2024 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 255 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 06.02.2024 г.
1. Заявитель полагает, что по мнению для выполнения работ, составляющих объект данной закупки, не требуется проходить процедуру лицензирования.
Вместе с тем, Заявитель сообщает, что требование о наличии лицензии установлено Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
Относительно первого довода жалобы, что требование о наличии лицензии у участника данной закупки 02.02.2024 г. было исключено из материалов извещения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 4 ст. 42 Закона о закупках, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
В ст. 12 Закона о лицензировании содержится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Согласно материалам извещения, объектом данной закупки является изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы).
Комиссия обращает внимание на то, что ст. 12 "Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии" главы N 2 "Организация и осуществление лицензирования" Закона о лицензировании не содержит пункта, посвященного изготовлению проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы).
На основании указанного, можно сделать вывод о том, что данная деятельность не подлежит обязательному лицензированию в соответствии с положениями Закона о лицензировании.
Также Комиссия принимает во внимание то, что Заказчик 02.02.2024 г. Изменением извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 02.02.2024 NИИ1 в ред. N2 исключил указанное требование из материалов извещения и приложения к нему под наименованием "Требования к составу и содержанию заявки".
Этим же изменением Заказчик включил в состав закупочной документации требование к составу и содержанию заявки, согласно которому участник данной закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства.
На основании вышеуказанного, данный довод жалобы Заявителя признан Комиссией необоснованным.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В силу ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено ст. 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Исходя из вышеизложенных положений ст. 48 ГрК РФ Комиссия приходит к выводу, что работы по договорам о подготовке проектной документации, которая составляется для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Как уже было указано выше, объектом данной закупки является изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы).
Вместе с этим Комиссия отмечает, что из наименования объекта обжалуемой процедуры, а также из описания объекта закупки, следует, что в рамках контракта, на право заключение которого осуществляется конкурентная процедура, не осуществляется разработка документации для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой закупочной процедуры, не осуществляются работы, которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Также стоит обратить внимание на то, что в соответствии положениями письма МЧС России от 19.04.2019 N 19-2-4- 1616 "О рассмотрении обращения", при разработке проектной документации на системы противопожарной защиты на эксплуатируемых объектах защиты необходимость участия в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в составе извещения Заказчиком неправомерно установлено требование о необходимости членства участника конкурентной процедуры в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Комиссия также обращает внимание на то, что Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2106 "О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию" (вместе с "Правилами аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию") (далее - ПП РФ N 2106) установлен порядок проведения аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
В соответствии с п. 3 ПП РФ N 2106, аттестация проводится в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право на проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию (далее соответственно - претендент, аттестуемая деятельность).
Таким образом, законодательством установлено требование, согласно которому работы проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию должны выполняться исключительно лицом прошедшим аттестацию в порядке, установленном ПП РФ N 2106.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Адва Директ Групп" на действия ГБУ ПК "Озерский центр социального обслуживания" при проведении запроса котировок в электронной форме на изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы) в здании Октябрьского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, с. Богородск, ул. Школьная 9, в здании спального корпуса со столовой ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, д. Березовая гора, ул. Трактовая, д. 53, в здании Сарсинского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО"по адресу: Пермский край, Октябрьский район, пос. Сарс, ул. Мира,17 (изв. N 1056500006324000007) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 февраля 2024 г. N 1916/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024