Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
с участием по видео-конференц-связи представителей Министерства здравоохранения Республики Алтай <_>, <_> (по доверенностям NД1 от 06.02.2024, NД2 от 08.02.2024), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при исполнении (оплате) государственного контракта NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603) от 10.05.2023 на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания в с. Чепош Чемальского района Республики Алтай для размещения фельдшерско-акушерского пункта и размещении в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок информации о приемке поставленного товара,
УСТАНОВИЛА:
В связи с поручением ФАС России NМЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 об усилении контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019) УФАС по Республике Алтай приказом N15/24 от 30.01.2024 назначена внеплановая камеральная (документарная) проверка заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при исполнении (оплате) государственного контракта NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603) от 10.05.2023 на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания в с. Чепош Чемальского района Республики Алтай для размещения фельдшерско-акушерского пункта и размещении в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок информации о приемке поставленного товара.
Проверка назначена в связи с выявленными признаками нарушения ч. 13.1 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 94, ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).
В ходе проверки у Министерства здравоохранения Республики Алтай запрошены письменные пояснения с указанием причин несвоевременного размещения в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок информации о приемке поставленного товара по государственному контракту от 10.05.2023 NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603), а также несоблюдения срока оплаты поставленного товара по данному контракту; журнал событий с личного кабинета заказчика по вышеуказанному контракту; протоколы выявленных УФК по Республике Алтай несоответствий при размещении в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок информации о приемке поставленного товара по контракту (при их наличии); информация о наличии либо отсутствии денежных средств в Министерстве здравоохранения Республики Алтай в период возникновения обязанности оплаты по контракту от 10.05.2023 NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603), с приложением подтверждающих документов.
Запрошенные документы и письменные пояснения поступили в УФАС по Республике Алтай 31.01.2024 (вх. N397/24).
Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав представителей заказчика, установила следующее.
18.04.2023 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N0177200000923001603 на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания в с. Чепош Чемальского района Республики Алтай для размещения фельдшерско-акушерского пункта. Начальная (максимальная) цена контракта 7500000,00 руб. Заказчиком является Министерство здравоохранения Республики Алтай. Закупка осуществлялась в рамках федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" НП "Здравоохранение".
10.05.2023 Министерством здравоохранения Республики Алтай с единственным участником электронного аукциона ООО "АЛТАЙСТРОЙКОМПЛЕКТ" заключен государственный контракт NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603) на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания в с. Чепош Чемальского района Республики Алтай для размещения фельдшерско-акушерского пункта. Цена контракта 7500000,00 руб. Реестровый номер контракта 2041100854223000194.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным Федеральным законом, в том числе: оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного Федерального закона.
Пунктом 3.5 государственного контракта NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603) предусмотрено, что оплата осуществляется в течение 7 (семи) рабочих дней с момента подписания покупателем структурированного документа о приемке, на основании структурированного документа о приемке, подписанного сторонами.
Согласно информации, размещенной в ЕИС в сфере закупок, структурированный документ о приемке (счет-фактура N1 от 26.12.2023 на сумму 7500000,00 руб.) подписан заказчиком 29.12.2023, следовательно, регламентный срок оплаты поставленного товара не позднее 17.01.2024 (7-й рабочий день).
Заказчиком произведена оплата по данному документу о приемке платежным поручением N806846 от 24.01.2024.
Согласно пояснениям представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай оплата за поставленный товар по данному контракту произведена несвоевременно по причине того, что предельные объемы финансирования зачислены на лицевой счет Министерства только 22.01.2024. 23.01.2024 в адрес УФК по Республике Алтай направлена заявка на оплату, 24.01.2024 произведен платеж, так как подкрепление по федеральным платежам производится на следующий рабочий день.
Пунктом 2.1 государственного контракта NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603) предусмотрено, что поставщик обязуется передать здание покупателю по акту приема-передачи, составленному поставщиком в соответствии с формой, представленной в приложении N2 к данному контракту, в срок не ранее 11.12.2023 года, но не позднее 15.12.2023 года. По предварительному согласованию с покупателем, оформленному дополнительным соглашением к данному контракту, возможна досрочная передача товара.
Комиссией УФАС по РА установлено, что к электронному документу о приемке (счет-фактуре N1 от 26.12.2023) в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок размещена скан-копия акта приема-передачи здания от 15.12.2023, пункт 7 которого гласит, что в соответствии с требованиями статьи 94 Закона о контрактной системе покупателем проведена экспертиза здания, расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чепош, ул. Трактовая, в части его соответствия условиям государственного контракта.
В соответствии с пунктами 11, 12 акта приема-передачи здания от 15.12.2023 с момента подписания данного акта обязанность по передаче здания считается исполненной. Данный акт является неотъемлемой частью государственного контракта NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603) от 10.05.2023.
Структурированный документ о приемке на сумму 7500000,00 руб. размещен поставщиком в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок 26.12.2023, т.е. с нарушением п. 2.9 вышеназванного государственного контракта.
Пунктом 2.11 государственного контракта NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603) от 10.05.2023 установлено, что в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, покупатель (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона о контрактной системе) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени покупателя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени покупателя, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
На вопрос Комиссии УФАС по РА в какой день осуществлена приемка товара, представитель заказчика пояснила, что 29.12.2023 произведена приемка по контракту, фактически здание принято 15.12.2023. Письмом от 26.12.2023 N9329 Минздравом РА запрошены предельные объемы финансирования расходов у Финансово-экономического департамента Минздрава РФ.
Комиссией УФАС по РА установлено, что документ о приемке (счет-фактура N1 от 26.12.2023 на сумму 7500000,00 руб.) размещен поставщиком в ЕИС в сфере закупок 26.12.2023, следовательно, заказчик имел возможность осуществить приемку товара в срок до 24.01.2024, оплату в срок до 02.02.2024.
Однако, заказчик, не имея в период с 26.12.2023 по 17.01.2024 ПОФ (в размере 7500000,00 руб.), необходимых для оплаты поставленного товара по контракту NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603) от 10.05.2023, подписал 29.12.2023 вышеуказанный документ о приемке, тем самым принял обязательства по оплате товара в срок не позднее 17.01.2024.
В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о том, что Министерство здравоохранения Республики Алтай нарушило требования ч. 13.1 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в порядке, установленном в соответствии с частью 6 данной статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 данной статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 данной статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке.
На основании п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке.
Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 г. N 60.
На основании пп. а) п. 11 вышеназванных Правил N60, в реестр подлежат включению информация и документы о приемке поставленного товара, в том числе поставленного заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, о приемке выполненной работы (ее результатов), о приемке оказанной услуги.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС в сфере закупок, структурированный документ о приемке (счет-фактура N1 от 26.12.2023 на сумму 7500000,00 руб.) подписан заказчиком 29.12.2023, следовательно, регламентный срок для размещения не позднее 09.01.2024. Вместе с тем, данный документ о приемке размещен заказчиком в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок 25.01.2024.
Согласно пояснениям представителя Минздрава РА несвоевременное размещение в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок данного документа произошло вследствие нестабильной работы ЕИС в сфере закупок, так как подписание электронно-цифровой подписью и направление на размещение происходит одновременно. Подписать ЭЦП и направить на размещение отдельными действиями невозможно, т.к. данные процедуры взаимосвязаны. Заказчик обнаружил неразмещение документа о приемке, когда возникла необходимость размещения платежного поручения по данному контракту.
Согласно журналу событий с личного кабинета заказчика по рассматриваемому контракту, 29.12.2023 в 08:03 часов (МСК+4) заказчик подписал документ о приемке, документ направлен на размещение 25.01.2024 в 14:46 часов (МСК+4), размещен 25.01.2024 в 14:46 часов (МСК+4).
Вышеуказанное опровергает пояснения заказчика о том, что размещение и подписание документа о приемке это единое действие, так как 25.01.2024 заказчиком осуществлено только размещение без повторного подписания документа ЭЦП в рамках п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о наличии в бездействии заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай нарушения ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика Министерство здравоохранения Республики Алтай нарушившим ч. 13.1 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 94, ч. 3 ст. 103 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с несвоевременной оплатой поставленного товара по государственному контракту NМЗ РА 01/24 (ФАП ЭА 1603) от 10.05.2023 на приобретение в государственную собственность Республики Алтай нежилого здания в с. Чепош Чемальского района Республики Алтай для размещения фельдшерско-акушерского пункта и несвоевременным размещением в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок информации о приемке поставленного товара (реестровый номер контракта 2041100854223000194).
2. Передать материалы проверки должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 2 ст. 7.31, ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 9 февраля 2024 г. N 004/10/99-27/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024