Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела М.А. Грицай, старший государственный инспектор М.А. Косенко (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Алти Групп" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - ФКУ "Исправительная колония N17 ГУФСИН по Красноярскому краю" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Металлодетектор ручной", размещенного на электронной площадке АО "ЕЭТП" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС поступила жалоба ООО "Алти Групп" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Металлодетектор ручной", номер извещения N 0319100012324000008.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
До начала рассмотрения жалобы по существу подателем жалобы было направлено ходатайство о рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС). Ходатайство было удовлетворено Комиссией.
В назначенное время 08.02.2024 в 11 часов 30 минут на заседании податель жалобы
обеспечил явку своих представителей посредством ВКС, заказчик обеспечил очную явку своего представителя. Личности удостоверены, полномочия подтверждены.
В содержании жалобы изложены следующие доводы:
1. Заказчиком, в нарушение требований Постановления Правительства РФ N145 от 8 февраля 2017 г. неправомерно не применена позиция КТРУ.
2. Заказчиком, в нарушение норм Законодательства о контрактной системе не установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Металлодетектор ручной".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Комиссия, изучив информацию об объекте закупки, установила, что заказчиком применен код ОКПД2 26.30.50.142 "Средства обнаружения активные".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 (далее - Правила использования КТРУ), каталог используется заказчиком в целях писания объекта закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, если осуществление закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Из доводов подателя жалобы следует, что заказчику надлежало применить код КТРУ 26.30.50.119-00000006 "Металлодетектор", поскольку данная позиция в полной мере отвечает потребности заказчика.
Из пояснений заказчика следует, что данная позиция КТРУ, по его мнению, относится к стационарным металлодетекторам, поскольку вышеуказанная позиция КТРУ содержит отсылку на код ОКПД2 26.30.50.119 "Приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации прочие, не включенные в другие группировки", которая в свою очередь не отвечает потребности заказчика.
Кроме того, заказчиком не было представлено достаточных доказательств того, что во-первых, позиция КТРУ 26.30.50.119-00000006 "Металлодетектор" включает в себя исключительно стационарные металлодетекторы, во-вторых, не представлено доказательств того, что ручной металлодетектор не входит в группу кода ОКПД2 ОКПД2 26.30.50.119 "Приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации прочие, не включенные в другие группировки".
Комиссия изучила позицию КТРУ 26.30.50.119-00000006 "Металлодетектор" и установила, что данная позиция не содержит в себе дополнительной информации, а также сведений и характеристик, обязательных к применению. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик мог применить данную позицию КТРУ, а также установить все необходимые характеристики к товару, отвечающие его потребности.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком в нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе неправомерно не установлена позиция КТРУ в извещении об осуществлении закупки, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, первый довод подателя жалобы находит свое подтверждение и признается Комиссией обоснованным.
Относительно второго довода подателя жалобы, в котором указывалось, что заказчиком неправомерно не установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 3 Постановления N878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Комиссия изучила перечень, содержащийся в Постановлении N878, и установила, что код ОКПД2 26.30.50.119 "приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации прочие, не включенные в другие группировки" включен в перечень. Таким образом заказчику надлежало установить ограничения допуска заявок участников в соответствии с требованиям Постановления N878. Данное нарушение также образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия признает второй довод подателя жалобы обоснованным.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Алти групп"обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
4. Заказчику, оператору электронной площадки продлить срок подачи заявок не менее, чем на 3 дня, начиная со дня внесения изменений в извещение о закупке.
5. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дудаева
Члены Комиссии М.А. Грицай
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 февраля 2023 г. N 024/06/106-253/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024