Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, С.Д. Купцовой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю (Территориальный орган Росздравнадзора по Красноярскому краю) (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СибирьПромИнжиниринг" (ИНН 4217182579) (далее - общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на "Оказание комплекса услуг по содержанию в чистоте помещение", извещение N0319100017623000015, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта
ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
В назначенное время на заседании Красноярского УФАС России присутствовали представители заказчика, должным образом подтвердившие личности и полномочия.
Общество явку своего представителя не обеспечило, ходатайств не направляло.
Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и обществом был заключен контракт, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по оказанию комплекса услуг по содержанию в чистоте помещения.
Поскольку исполнителем было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: в обусловленный контрактом срок услуги не были оказаны в полном объеме, заказчиком 23.01.2024 было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления общества нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранено, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений с установлением начальной (максимальной) цены контракта 176 769,27 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2023 NИЭА1 с обществом был заключен контракт от 18.12.2023 N72 на сумму 176 769,27 рублей.
Проанализировав Контракт, Комиссия установила что Контракт был заключен на следующих условиях.
Согласно пункту 1.1. раздела 1 Контракта исполнитель обязуется осуществлять оказание услуг по комплексной уборке помещений (далее по тексту Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте.
Разделом 3 Контракта определены обязанности и права сторон, в частности пунктом 3.3.1. установлена обязанность исполнителя в день заключения контракта предоставить Заказчику список сотрудников (далее - "сотрудники", "персонал", "работники"), которые будут задействованы при оказании услуг, с указанием ФИО, паспортных данных, копии контрактов (договоров).
Пунктом 4.2. раздела 4 Контракта установлен срок оказания Услуг: с 09.01.2024 года до 28.12.2024 года.
Разделом 5 Контракта установлен порядок приемки оказанных услуг.
Порядок разрешения споров определен разделом 7 Контракта.
Расторжение контракта установлено разделом 8 Контракта, а именно: "8.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, такой отказ осуществляется в соответствии со статьёй 95 Закона N44-ФЗ.
8.3. В случаях, установленных ч.15 ст.95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта".
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссия установила следующее.
Согласно условиям контракта, исполнитель в день заключения контракта должен был предоставить список работников для согласования с заказчиком их допуска на объект. Исполнителем в день заключения контракта список сотрудников в адрес Заказчика не представлен. Доказательств обратного не представлено.
22.12.2023 заказчиком в адрес исполнителя было направлено информационное письмо о необходимости предоставления в срок до 29.12.2023 вышеуказанного списка.
По состоянию на 29.12.2023 список сотрудников исполнителем не представлен.
В период с 09.01.2024 по 15.01.2024 Исполнитель не приступил к исполнению Контракта, что подтверждается актами о неоказании услуг по государственному контракту N72 от 18.12.2023.
16.01.2024 (исх. N И24-139/24) Заказчиком в адрес Исполнителя посредством системы ЕИС, а также почтовым отправлением направлена претензия о необходимости направления списка работников для согласования в срок до 17.01.2024.
Общество в своих пояснениях отмечает, что заказчиком в контракте была допущена ошибка в адресе электронной почты, в связи с чем у общества возникли трудности при направлении списка сотрудников на согласование заказчику.
17.01.2024 Исполнителем в адрес Заказчика направлены претензии N 10 от 12.01.2024, N 14 от 17.01.2024, а также возражение на претензию N 15 от 16.01.2024, с указанием на то, что Заказчик не допускает сотрудников Исполнителя на рабочее место, уборочный инвентарь представлен.
18.01.2024 (вх. N В24-272/24) Исполнителем в адрес заказчика направил список сотрудников, готовых оказать услуги по комплексной уборке помещений.
Однако заказчиком было отказано в согласовании вышеуказанного списка, поскольку в представленном списке отсутствовали паспортные данные сотрудника, а также копии документов, подтверждающие договорные отношения работника с Исполнителем.
В ответ на претензии Исполнителя, Заказчиком посредством системы ЕИС направлены 18.01.2024 (исх. N И24-197/24) и 19.01.2024 (исх. N И24-221/24) письма о несогласии с предъявленными требованиями и разъяснением позиции Заказчика.
В согласовании данного списка было отказано по причине нарушений п. 3.3.1 Контракта, п. 4 приложения N 1 к Контракту, поскольку в представленном списке отсутствовали паспортные данные сотрудника, а также копии документов, подтверждающие договорные отношения работника с Исполнителем.
В ответ на претензии Исполнителя, Заказчиком посредством системы ЕИС направлены 18.01.2024 (исх. N И24-197/24) и 19.01.2024 (исх. N И24-221/24) письма о несогласии с предъявленными требованиями и разъяснением позиции Заказчика.
По состоянию на 22.01.2024, Исполнитель к исполнению обязанностей, предусмотренных Контрактом не приступил, список сотрудников, оформленный надлежащим образом не представил, что подтверждается актом о неоказании услуг по государственному контракту N 72 от 18.12.2023, составленные в период с 16.01.2024 по 22.01.2024.
Кроме того инвентарь, инструменты, расходные материалы в адрес Заказчика не направлены. Доказательств обратного не представлено.
В виду вышеизложенных обстоятельств 23.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 8.2 Контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом были нарушены существенные условия Контракта, поскольку услуги, предусмотренных Контрактом, не были оказаны, ввиду чего Заказчик лишается того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
Учитывая истечение срока, предоставленное на оказание услуг и фактическое, неисполнение вышеуказанных обязательств в полном объеме, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 2 статьи 715, статьей 783 ГК РФ, пунктом 12.1 контракта, частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 23.01.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 23.01.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 23.01.2024 исполнитель в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если подрядчик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Поскольку, исполнитель в срок до 05.02.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 05.02.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, на заседании заказчик на обозрение Комиссии представил дополнительную информацию, а именно акты о недопуске сотрудников на объект заказчика Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Уральскому федеральному округу, составленные Исполнителем в г. Екатеринбурге. Однако, обществом в качестве доказательств своих пояснений по рассматриваемому обращению представлены аналогичные акты, только в отношении заказчика Территориального органа Росздравнадзора по Красноярскому краю, составленные в те же даты, но территории г. Красноярска. Ввиду чего, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что данные документы не могут быть приняты в качестве опровержения доводов заказчика.
Кроме того, заказчиком на заседании были представлены доказательства о том, что исполнителю был известен верный электронный адрес заказчика, так как до заключения контракта исполнитель на электронную почту заказчика направлял банковскую гарантию, поскольку снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 28,01%, что подтверждено перепиской между сторонами.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что Контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что общество не исполнило обязательства по Контракту по причинам, зависящим от Заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было.
Вместе с тем, Комиссия оценивая правомерность принятого исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, отмечает, что основания, соответствующие требованиями части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, отсутствуют для принятия такого решения.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России не установила в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе, что исключает возможность принятия исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, Комиссия учитывает тот факт, что общество не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что Обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта общество Комиссии не представило.
Также Комиссия считает необходимым обратить внимание на тот факт, что обществом не предприняты меры для исполнения услуг по контракту в период до вступления решения Заказчика в законную силу.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении общества. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "СибирьПромИнжиниринг" (ИНН 4217182579), генеральном директоре Афанасьеве Евгение Сергеевиче (ИНН 422036731604) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.02.24 |
07.02.24 |
06.02.24 |
0 |
06.02.24 |
13.02.24 |
12.02.24 |
0 |
15.02.24 |
15.02.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
С.Д. Купцова
Исп.Купцова С.Д.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 февраля 2024 г. N 024/10/104-285/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024