Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителей ООО "АВИАКОМПАНИЯ ПАРМА" по доверенностям;
при участии посредством ВКС:
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "АВИАКОМПАНИЯ ПАРМА",
У С Т А Н О В И Л А:
05.02.2024 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "АВИАКОМПАНИЯ ПАРМА" на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по аренде воздушного судна с экипажем в целях выполнения воздушных тренировок и проведения тренировочных прыжков на территории Кировской области (извещение N 0340200003324000418).
Заявитель считает, что его заявка N 33 отклонена в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с приостановкой действия сертификата эксплуатанта АР-73 от 25.03.2022 ООО "АК Парма". ООО "АК Парма" действительно 16 октября 2023 г. подавало заявление о приостановке сертификата эксплуатанта сроком на два месяца для устранения выявленных в ходе проверки нарушений. В свою очередь, на основании Решения Коми МТУ Росавиации N 27 от 07.12.2023 г. действие сертификата эксплуатанта ООО "АК Парма" было возобновлено. Сертификат эксплуатанта был возвращен. Вывод о приостановке действия сертификата эксплуатанта сделан исходя из информации с сайта Росавиации, однако, информация на данной странице представлена на основании выборки из ФГИС "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" для сайта Росавиации на 20.10.2023. Следовательно с момента данной выборки прошло более трех месяцев. Кроме того, Заявителем в составе заявки представлены спецификация к сертификату эксплуатанта, который датирован 08.12.2023 г., что дополнительно подтверждает неактуальность сведений сайта Росавиации.
Рассмотрение жалобы назначено на 09.02.2024 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что заявка Заявителя правомерно отклонена комиссией Уполномоченного учреждения, поскольку на сайте Росавиации в ФГИС "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" содержится информация о приостановлении сертификата эксплуатанта АР-73 от 25.03.2022 ООО "АК Парма".
Отмечает, что ФГИС "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" является основным инструментом информационной поддержки исполнения Росавиацией административных процедур по подтверждению соответствия (сертификации, регистрации) эксплуатантов гражданской авиации, государственной регистрации гражданских воздушных судов, регистрации сведений о выданных сертификатах летной годности воздушных судов российской регистрации.
Сообщает, что в составе заявки Заявителя не было других документов, имеющих отношение к статусу сертификата, заявлений, актов и на момент принятия решения комиссия располагала только той информацией для оценки, которая предоставлена в составе заявки. В подтверждение своих возражений представлен скриншот с сайта Росавиации. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
24.01.2024 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по аренде воздушного судна с экипажем в целях выполнения воздушных тренировок и проведения тренировочных прыжков на территории Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 898 000,00 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Во исполнение данной нормы в закупке N 0340200003324000418 установлены следующие единые требования: для ВС гражданской авиации: - копия действующего сертификата эксплуатанта в соответствии с требованиями статьи 8 Воздушного кодекса РФ; - копия действующего сертификата(ов) летной годности ВС на используемое(ые) ВС. Для ВС Государственной авиации: - копия разрешения для использования воздушных судов Государственной авиации для выполнения авиационных (лесоавиационных) работ согласно Федеральным авиационным правилам производства полетов в Государственной авиации; - копия сертификатов летной годности воздушных судов или свидетельства о летной годности воздушных судов на используемые ВС.
Согласно п.п "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.02.2024 NИЗК1 комиссия по осуществлению закупок приняла решение об отклонении заявки Заявителя (идентификационный номер закупки 33) на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника требованиям, установленным п. 1.ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (сертификат эксплуатанта приостановлен на основании Решения от 16.10.2023 N23 Коми МТУ Росавиации о приостановке действия сертификата эксплуатанта N АР-73 от 25.03.2022 ООО "АК Парма" на основании заявления от 16.10.2023 исх.112 генерального директора Рабиновича А.В.).
Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что в составе заявки Заявителя представлен сертификат эксплуатанта N АР-73 от 25.03.2022 г. с приложением спецификации от 08.12.2023 г. с указанием разрешенных видов авиационных работ: транспортно-связные работы: транспортирование персонала Заказчика авиационной работы: в фюзеляже с десантированием на парашютах.
Довод Уполномоченного учреждения о несоответствии Заявителя требованиям, установленным п. 1.ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку сертификат эксплуатанта N АР-73 от 25.03.2022 приостановлен, что следует из информации на сайте Росавиации, не принимается Комиссией Кировского УФАС России на основании следующего.
В соответствии с Приказом Росавиации от 15.09.2011 N 551 "О федеральных государственных информационных системах "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" и "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала" созданы федеральные государственные информационные системы "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" (сокращенное наименование - РЭВС) и "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала" (сокращенное наименование - РАП).
Согласно разделу 1 Приказа Росавиации от 09.03.2017 N 180-П "Об утверждении Положения о порядке функционирования федеральной государственной информационной системы "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" и применения ее информации" Федеральная государственная информационная система "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" (далее - ФГИС РЭВС) внедрена в эксплуатацию приказом Росавиации от 15.09.2011 N 551 "О федеральных государственных информационных системах "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" и "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала". ФГИС РЭВС развернута в структурных подразделениях центрального аппарата Росавиации, межрегиональных территориальных органах Росавиации (далее - МТУ Росавиации) и является основным инструментом информационной поддержки исполнения Росавиацией административных процедур по подтверждению соответствия (сертификации, регистрации) эксплуатантов гражданской авиации, государственной регистрации гражданских воздушных судов, регистрации сведений о выданных сертификатах летной годности воздушных судов российской регистрации.
Согласно информации с сайта Росавиации (https://favt.gov.ru/dejatelnost-aviakompanii-reestr-aviacionnie-raboty/) представлена выборка из ФГИС "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" для сайта Росавиации на 20.10.2023 г., которая в п. 141 содержит сведения, что сертификат эксплуатанта N АР-73 от 25.03.2022 г. приостановлен (Решение от 16.10.2023 N23 Коми МТУ Росавиации о приостановке действия сертификата эксплуатанта АР-73 от 25.03.2022 ООО "АК Парма" на основании заявления от 16.10.2023 исх.112 генерального директора Рабиновича А.В.).
Приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" (далее - Правила N 494).
В соответствии с п. 3.13 Правил N 494 Уполномоченный орган при подтверждении соответствия заявителя по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему основных данных и документов, а также по результатам выезда к заявителю (в случаях, когда выезд к заявителю предусмотрен настоящими Правилами), принимает следующие решения, в зависимости от вида рассмотренного заявления: о возобновлении действия приостановленного сертификата эксплуатанта.
Согласно п. 3.14 Правил N 494 сертификат эксплуатанта и спецификация подписываются руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им должностным лицом с указанием даты подписания. Сертификат эксплуатанта действует бессрочно, за исключением случаев его приостановления или аннулирования. Спецификация является неотъемлемой частью сертификата эксплуатанта.
В силу п. 3.19 Правил N 494 действие сертификата эксплуатанта приостанавливается уполномоченным органом: по заявлению эксплуатанта; по решению уполномоченного органа при отсутствии воздушных судов у эксплуатанта, удовлетворяющих требованиям пункта 2.1 настоящих Правил, более 60 календарных дней.
Относительно довода Заявителя о представлении в составе заявки спецификаци к сертификату эксплуатанта, который датирован 08.12.2023 г., представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что сертификат Заявителя был приостановлен, а не ануллирован, в связи с чем предполагает, что в случае приостановления сертификата, могут быть осуществлены манипуляции по выдаче спецификации.
Представители Заявителя пояснили, что в случае приостановления действия сертификата, организация не вправе осуществлять никакие виды авиационных работ, только вправе совершать административные действия, выдача спецификации в период приостановления действия сертификата невозможна.
Согласно представленному в материалы дела Решению N 27 от 07.12.2023 г. КОМИ МТУ Росавиации принято решение о возобновлении действия приостановленного сертификата эксплуатанта N АР-73 от 25.03.2022 г. по заявлению ООО "АВИАКОМПАНИЯ ПАРМА".
Таким образом, учитывая документы, представленные в составе заявки Заявителя (сертификат эксплуатанта N АР-73 от 25.03.2022 г. со спецификацией от 08.12.2023 г.); дату, по состоянию на которую опубликованы выборка сведений из ФГИС "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" (20.10.2023 г.) и дату подачи Заявителем заявки на участие в закупке (29.01.2024 г.), комиссия Уполномоченного учреждения в нарушение требований п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе отклонила заявку Заявителя, в связи с чем довод Заявителя обоснован.
Данные действия Уполномоченного учреждения содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "АВИАКОМПАНИЯ ПАРМА" на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по аренде воздушного судна с экипажем в целях выполнения воздушных тренировок и проведения тренировочных прыжков на территории Кировской области (извещение N 0340200003324000418).
2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 9 февраля 2024 г. N 043/06/106-108/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2024