Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "ЛОРА" по доверенности;
- представителей Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования по доверенностям;
рассмотрев материалы внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
29.01.2024 г. в Кировское УФАС России из прокуратуры г.Кирова поступило обращение ООО "ЛОРА" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования при проведении электронного аукциона на передачу неисключительных прав на использование программного обеспечения (офисного пакета) (извещение N 0340100013823000045).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки, поскольку Техническое задание сформировано под программное обеспечение МОЙ ОФИС, характеристики которого не могут быть изменены участником закупки. При этом ООО "ЛОРА" была подана заявка на участие в закупке с указанием Технических характеристик эквивалента. Эквивалентное программное обеспечение разработчика АО "Р7", которое было предложено Заявителем, имеет некоторое отличие в реализации отдельных функций и возможностей программного обеспечения Р7-офис, тем не менее, эквивалентное ПО полностью соответствует назначению пакета офисных приложений, а по ценовым параметрам имеет преимущество по сравнению с программным обеспечением МОЙ ОФИС. Считает, что установленные Заказчиком требования к приобретаемому товару ограничивают количество участников закупки.
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе Заказчику и Заявителю, направлено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой проверки. Рассмотрение материалов внеплановой проверки назначено на 12.02.2024 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении обращения, сообщил, что Заказчик не предъявлял требования к конкретному товару или производителю, а дал возможность участникам закупки предложить эквивалент, но с характеристиками, которые соответствуют потребности Заказчика. Описание объекта закупки сформировано в "структурированном виде" путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки. Неясность для участника закупки положений извещения о закупке сама по себе не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе. Участники закупки с запросами о разъяснении извещения о закупке не обращались. В едином реестре российского программного обеспечения на момент публикации извещения в классе 06.03. "Офисные пакеты" по классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных находилось 18 наименований программного обеспечения, в число которых входит, в том числе предлагаемое Заявителем ПО (Р7-Офис.Профессиональный) и которые Заказчик рассматривает как эквивалент закупаемому программному обеспечению.
Отмечает, что на участие в закупке подано 3 заявки. При подаче своих заявок участники закупки соглашаются с передачей неисключительных прав на использование программного обеспечения, соответствующих по своим характеристикам, указанным в извещении. Комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок фактически сравнивает показатели, содержащиеся в заявке участников закупки с требованиями, содержащимися в извещении. ООО "Лора" подтвердило наличие всех характеристик, указанных в извещении, предлагаемого им эквивалентного товара. Проект контракта Заказчик направил победителю 06.12.2023 г., протокол разногласий не поступал. 15.12.2023 г. между Заказчиком и ООО "Лора" заключен государственный контракт. Поставщик осуществлял неоднократную попытку поставки товара, однако, товар не был принят Заказчиком, поскольку предлагается товар, не соответствующий требованиям контракта, о чем был извещен Поставщик. Считает, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
23.11.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на передачу неисключительных прав на использование программного обеспечения (офисного пакета). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 259 859,62 руб.
Согласно требованиям описания объекта закупки к поставке требуется программное обеспечение - МойОфис Профессиональный. Лицензия Корпоративная на пользователя для государственных заказчиков, без ограничения срока действия, с правом на получение обновлений в течение трех лет (или эквивалент), в том числе со следующими характеристиками:
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара | ||||
N п/п |
Тип характеристики товара |
Наименование характеристики товара |
Значения характе-ристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
2.1.3 |
Качественная |
Группировка кнопок панели управления по функциям с возможностью показывать/скрывать группы кнопок |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
2.1.7 |
Качественная |
Выбор межсимвольного интерва-ла: уплотненный, обычный, разреженный |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
2.1.8 |
Качественная |
Копирование формата текста, включая сохранение истории операций применения формата по образцу |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
2.1.10 |
Качественная |
Вставка оглавления документа, автоматическое обновление оглавления |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
2.1.15 |
Качественная |
Создание электронных таблиц в форматах xlsx, xods, ods, csv, tsv, tab, scsv, txt. Открытие и редактирование электронных таблиц в форматах xlsx, xods, ods, csv, tsv, tab, scsv, txt, xls, xlsm |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
2.1.17 |
Качественная |
Печать документов, включая функцию быстрой печати одной кнопкой из интерфейса пользователя, а также печать в оттенках серого без смены общесистемных настроек принтера |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
2.1.18 |
Качественная |
Установка, обновление, удаление расширений, включение/выключение установленных расширений |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
2.1.25 |
Качественная |
Предварительный просмотр в форматах DOCX, DOTX, DOC, DOT, DOCM, ODT, OTT, RTF, TXT, XODT, XOTT, XLSX, XLTX, XLS, XLT, XLSM, ODS, OTS, CSV, XODS, XOTS, PPTX, POTX, PPT, POT, PPTM, ODP, OTP, PPSX, PPS, PDF, BMP, GIF, JPG, JPEG, PNG |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
2.1.30 |
Качественная |
Возможность отправки на сервер команды отзыва электронного сообщения, которое не было прочитано получателем |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Согласно информации из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных по классификатору, утвержденному приказом от 22.09.2020 г. N 486, с кодом класса "06.03 - Офисные пакеты" активных записей ПО - 18, в число которых входит закупаемое Заказчиком программное обеспечение - МойОфис Профессиональный и предлагаемое Заявителем - Р7-Офис.Профессиональный.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки электронного аукциона содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. Во исполнение требований п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик сопроводил указанный им товарный знак словами "или эквивалент", что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности Заказчика.
Согласно п.п "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В силу ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случаях, непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.12.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 3 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о закупке. Победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 81 (ООО "Лора"), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложением о цене контракта 2 135 000 (два миллиона сто тридцать пять тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно заявке Заявителя, которая была представлена Заказчиком на рассмотрение материалов внеплановой проверки, к поставке предлагается товар со следующими спорными характеристиками:
N п/п |
Наименование характеристики товара |
Значения характеристики в описании объекта закупки |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Значения характеристики, указанные Заявителем в заявке |
2.1.3 |
Группировка кнопок панели управления по функциям с возможностью показывать/скрывать группы кнопок |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие |
2.1.7 |
Выбор межсимвольного интервала: уплотненный, обычный, разреженный |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие |
2.1.8 |
Копирование формата текста, включая сохранение истории операций применения формата по образцу |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие |
2.1.10 |
Вставка оглавления документа, автоматическое обновление оглавления |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие |
2.1.15 |
Создание электронных таблиц в форматах xlsx, xods, ods, csv, tsv, tab, scsv, txt. Открытие и редактирование электронных таблиц в форматах xlsx, xods, ods, csv, tsv, tab, scsv, txt, xls, xlsm |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие |
2.1.17 |
Печать документов, включая функцию быстрой печати одной кнопкой из интерфейса пользователя, а также печать в оттенках серого без смены общесистемных настроек принтера |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие |
2.1.18 |
Установка, обновление, удаление расширений, включение/выключение установленных расширений |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие |
2.1.25 |
Предварительный просмотр в форматах DOCX, DOTX, DOC, DOT, DOCM, ODT, OTT, RTF, TXT, XODT, XOTT, XLSX, XLTX, XLS, XLT, XLSM, ODS, OTS, CSV, XODS, XOTS, PPTX, POTX, PPT, POT, PPTM, ODP, OTP, PPSX, PPS, PDF, BMP, GIF, JPG, JPEG, PNG |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие |
2.1.30 |
Возможность отправки на сервер команды отзыва электронного сообщения, которое не было прочитано получателем |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие |
Таким образом, анализ заявки Заявителя показал, что по спорным характеристикам им предложен товар, соответствующий требованиям описания объекта закупки, что свидетельствует о соблюдении комиссией Заказчика требований Закона о контрактной системе.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК. Кроме того, на участие в закупке подано 2 заявки, помимо заявки Заявителя. Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников закупки.
Представленная в составе жалобы Заявителя таблица, согласно которой по ряду закупок Заказчика победителем становится единственная организация, не подтверждает доводы Заявителя о нарушении Заказчиком требований к описанию объекта закупки. Кроме того, указанные закупки имеют другой предмет, отличный от оспариваемого электронного аукциона.
Представленная Заявителем административная практика не может быть принята во внимание, поскольку в каждом конкретном случае устанавливаются фактические обстоятельства дела на основании доказательств, представленных сторонами.
Учитывая, что Заявитель, подавая заявку на участие в закупке, указал значение спорных характеристик, соответствующих описанию объекта закупки и потребности Заказчика, описание объекта закупки сформировано в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности, а результат закупки свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, Комиссия Кировского УФАС России не выявила по результатам проведенной внеплановой проверки нарушений требований Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, при рассмотрении материалов внеплановой проверки Заявитель сообщил о несогласии с действиями Заказчика в части отказа от приемки поставляемого ООО "Лора" товара.
В соответствии с п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
При этом, учитывая эквивалентность Р7-Офис.Профессиональный, которая подтверждается пояснениями Заказчика и сведениями из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о необходимости направления обращения ООО "Лора" в министерство финансов Кировской области для контроля соблюдения Заказчиком требований к исполнению контракта от 15.12.2023 г. N 03401000138230000450001/323/2023, в том числе соответствия поставленного товара условиям контракта.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. По результатам проведения внеплановой проверки при проведении электронного аукциона на передачу неисключительных прав на использование программного обеспечения (офисного пакета) (извещение N 0340100013823000045) в действиях Заказчика - Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено.
2. Направить обращение ООО "Лора" в министерство финансов Кировской области для оценки действий Заказчика в соответствии с п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12 февраля 2024 г. N 043/10/99-95/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024