Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - КГБУ "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" - Коровенко Алексея Васильевича, Кузнецова Евгения Николаевича
от ООО "Бытстрой" - Фионина Николая Николаевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУ "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Бытстрой", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 157/23 от 18.09.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323013967 "Выполнение работ по текущему ремонту 6 этажа", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06 февраля 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУ "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Бытстрой", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 157/23 от 18.09.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323013967 "Выполнение работ по текущему ремонту 6 этажа".
09 февраля 2024 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика настаивают на включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Бытстрой" в реестр недобросовестных поставщиков. Пояснили, что подрядчик выполнил работы частично, при этом ремонт выполнен некачественно. Помещения для ремонта передавались подрядчику постепенно. Заказчик указал, что нецелесообразно было передавать для ремонта последующие помещения, пока подрядчик не исправит недостатки ремонтных работ в уже переданных помещениях. Между тем, недостатки работ подрядчиком исправлены не были.
Представитель подрядчика против удовлетворения заявления возражает. Указал, что помещения единовременно не были предоставлены для выполнения работ, хотя заключенный контракт не предусматривает поэтапный ремонт. Некоторые работы, которые требовал сделать заказчик, не были предусмотрены в техническом задании. Полностью выполнены работы в трех кабинетах (603, 604, 605). Вместе с тем, одновременно с текущим ремонтом, выполняемым обществом, заказчик устанавливал двери, что не позволяет однозначно делать выводы о ненадлежащем выполнении обществом обязанностей по договору. Поскольку заказчик не оплатил выполненные подрядчиком работы, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании денежных средства.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
30 августа 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000323013967 "Выполнение работ по текущему ремонту 6 этажа". Техническое задание предполагает удаление старых обоев и линолеума, оклейка стен новыми обоями, их покраска, устройство покрытия полов из линолеума, установка светильников и так далее в кабинетах 603, 604, 605, 606, 607, а также установка светильников в коридоре.
На участие в закупке было подано четыре заявки. Все заявки были признаны соответствующими. Протоколом подведения итогов определения поставщика от 07.09.2023 г. победителем закупки был признан участник, подавший заявку N 114895178, с ценовым предложением 326 122 руб. 90 коп.
18 сентября 2023 года по итогам закупки N 0817200000323013967 между КГБУ "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" и ООО "Бытстрой" был заключен контракт N 157/23, по условиям которого подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию заказчика выполнить работу по текущему ремонту 6 этажа - 1 условная единица в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) и сдать результат работы заказчику.
Согласно Разделу 4 контракта подрядчик приступает к выполнению работы с момента подписания контракта сторонами. Работа должна быть выполнена в полном объеме в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Подрядчик своевременно приступил к выполнению ремонта.
Письмом от 21.09.2023 г. (получено заказчиком 02.10.2023 г.) подрядчик указал заказчику, что выполнение текущего ремонта в кабинете N 604 невозможно без выполнения работ, не предусмотренных техническим заданием: выравнивания стен и углов, оштукатуривания, замены розеток и выключателей.
По пояснению представителя подрядчика, не получив ответ на указанное письмо, подрядчик письмом от 29.09.2023 г. (получено заказчиком 02.10.2023 г.) уведомил заказчика, что на дату составления состояние кабинета не позволяет уложить линолеум и наклеить обои, в кабинете N 604 невозможно произвести текущий ремонт без выполнения работ, не предусмотренных техническим заданием. Кроме того, подрядчик просит освободить остальные кабинеты для проведения ремонтных работ.
Письмом от 24.10.2023 г. подрядчик уведомил заказчика о готовности к сдаче работ в кабинетах N 603 и N 605. Указал, что кабинет N 604 передан подрядчику для ремонта 16.10.2023 г., работы в нем завершены 24.10.2023 г. Кроме того, подрядчик уведомил заказчика, что потолок в кабинете N 603 не представляется возможным отремонтировать так, как того желает заказчик, без предварительного выравнивания. В связи с чем подрядчик установил потолок так, как это предусмотрено в техническом задании.
27 октября 2023 года комиссией заказчика был проведен визуальный осмотр качества проведения работ в кабинетах N 603, 604 и 605. По результатам проведенного осмотра комиссия признала качество проведенных работ неудовлетворительным.
В частности, указано, что в кабинете N 603 не демонтирован штырь в стене, в кабинете N 604 не демонтирована старая гардина и заделана в стену под гипсокартон, оставлены старые телефонные розетки.
На вопрос Комиссии представители заказчика не пояснили, каким пунктом Технического задания контракта предусмотрена обязанность заказчика выравнивать стены перед наклеиванием обоев, демонтировать телефонные розетки, гардину и штырь.
Представитель подрядчика пояснил, что работы по обшивке стен гипсокартоном контрактом не предусмотрены.
Письмом от 30.10.2023 г. заказчик направил поставщику копию акта осмотра, просил устранить недостатки в течение 5 дней.
В письме от 04.12.2023 г. подрядчик указал, что отказывается выполнять работы, не предусмотренные Техническим заданием контракта, поскольку уже был вынужден устранять повреждение обоев после установки двери третьими лицами. Поскольку два оставшихся кабинета так и не были предоставлены заказчиком для ремонта, подрядчик не может далее исполнять договор и просит оплатить уже выполненные работы.
06 декабря 2023 года комиссией заказчика был проведен визуальный осмотр качества проведения работ в кабинетах N 603, 604 и 605. По результатам проведенного осмотра комиссия признала качество проведенных работ неудовлетворительным и не позволяющим эксплуатацию кабинетов.
Сопроводительным письмом от 08.12.2023 г. подрядчик представил заказчику документы на оплату выполненных работ.
В письме от 12.12.2023 г. заказчик указал, что недостатки работ, выявленные комиссией заказчика, не устранены. Подрядчик нарушил порядок принятия одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренные Законом о контрактной системе, а также оформил документы о приемке работ на бумаге, а не по средствам единой информационной системы, в связи с чем они не могут быть приняты заказчиком. Просит в срок до 15.12.2023 г. исполнить принятые на себя обязательства по контракту надлежащим образом, выполнить работы в полном объеме и исправить все имеющиеся замечания.
Представители заказчика на заседании Комиссии указали, что заказчик не имел намерения предоставлять подрядчику для ремонта кабинеты N 606 и 607 до тех пор, пока он не исправить выявленные недостатки работ в кабинетах N 603, 604 и 605.
18 декабря 2023 года подрядчик сформировал документы о приемке работ по средствам единой информационной системы.
В письме от 19.12.2023 г. заказчик указал, что частичная приемка работ не предусмотрена контрактом, просит в срок до 22.12.2023 г. устранить недостатки работ и выполнить весь объем работ по контракту. В связи с изложенным заказчик отклонил документы о приемке работ.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в контракте сроку становится явно невозможным.
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от заказчика;
отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Поскольку подрядчик нарушил сроки выполнения работ, не исполнил принятые на себя обязательства, выполнил работы некачественно и не устранил недостатки выполненных работ, 24 января 2024 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 157/23 от 18.09.2023 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 06 февраля 2024 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Между тем, в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссией установлено, что подрядчик выполнял работы в объеме, предусмотренном контрактом и приложениями к нему, в помещениях, которые ему фактически были предоставлены.
Недостатки, описанные комиссией заказчика в актах от 27.10.2023 г. и 06.12.2023 г., касаются, в том числе, работ, в контракте не поименованных - не демонтированы телефонные розетки и гардина, не прикручены розетки; либо недостатков, по которым вывод как об имеющих отношение к работам подрядчика однозначно сделать невозможно, например, прилегание обоев к дверным проемам заклеены некачественно, поскольку заказчик пояснил, что двери установило третье лицо.
Кроме того, по пояснениям подрядчика, при подтверждении этого представителями заказчика, два из пяти кабинетов для проведения работ так и не были подрядчику предоставлены.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии недобросовестности в поведении поставщика.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Бытстрой".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 февраля 2024 г. N 022/10/104-123/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2024