Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "СК ФАВОРИТ", Кулик Алексея Геннадьевича, с использованием ВКС;
от заказчика - Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, Фисенко Сергея Владимировича, Туркина Павла Викторовича, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "СК ФАВОРИТ" на действия аукционной комиссии Заказчика по закупке N 0117100001724000001 "Капитальный ремонт административного здания УФНС России по Алтайскому краю расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Владимира Мартьянова, д. 59/1", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "СК ФАВОРИТ" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на действия аукционной комиссии Заказчика по закупке N 0117100001724000001 "Капитальный ремонт административного здания УФНС России по Алтайскому краю расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Владимира Мартьянова, д. 59/1".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что не согласен с отказом в допуске к участию в аукционе на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Считает, что заявка ООО "СК Фаворит", полностью соответствует требованиям аукционной документации, а также считает, что Заказчик неправомерно отклонил заявку за непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
На основании изложенного просит: признать жалобу ООО "СК Фаворит" обоснованной; признать действия комиссии противоправными; провести процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе повторно, в соответствии с требованиями законодательства; выдать предписание об устранении нарушений в части необоснованного отказа в допуске участника закупки ООО "СК Фаворит".
Представители Заказчика считают, что Комиссия, рассмотрев представленные сведения, правомерно пришла к выводу о том, что представленный подателем жалобы договор является договором субподряда на отдельные этапы или виды работ и не подтверждает наличие у участника закупки опыта в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в извещении об осуществлении закупи.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
23.01.2024 г. в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 23.01.2024 г. N 0117100001724000001 "Капитальный ремонт административного здания УФНС России по Алтайскому краю расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Владимира Мартьянова, д. 59/1".
В пункте 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В Приложении к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Приложение).
Согласно позиции 10 Приложения - к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), установлено требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с п.п. "а" п. 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет 18 872 701,19 руб.
В силу абзаца 5 подпунктом б) пункта 3 ПП N 2571 для целей настоящего постановления, договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2, позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1, позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом в графах "Дополнительные требования к участникам закупки" и "Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571 конкретизированы дополнительные требования к участнику закупки, в том числе требование о наличии у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего поставку товара, выполнение (оказание) работ (услуг), а также содержится информация и документы, представляемые участником закупки в качестве подтверждения наличия у участника закупки такого опыта.
Указанные дополнительные требования установлены непосредственно к участникам закупки, следовательно, документы и информация, предусмотренные приложением к Постановлению N 2571, должны быть представлены исключительно в отношении участника закупки, в связи с чем представление документов и информации об опыте иных лиц, в том числе субподрядчиков, не соответствует требованиям положений Постановления N 2571.
Предметом контракта является "Капитальный ремонт административного здания УФНС России по Алтайскому краю расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Владимира Мартьянова, д. 59/1".
Заявителем, в заявке на участие в закупке, был представлен Договор подряда N ДС-29/03 от 29.03.2019 г. на выполнение работ согласно Локально сметного расчета (Приложение N1) к настоящему Договору в полном соответствии с Технической документацией, проектной документацией, проектом производства работ на Объекте "Первомайский район, пос. Сибирский, строительство детского ясли-сада на 140 мест" с коммерческой организацией ООО "ВЕК-СТРОЙ".
Согласно пункта 2 позиции 10 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 участник может приложить опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Указанный в данном пункте договор строительного подряда может не быть заключен и исполнен в соответствии с Законом о контрактной системе либо в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Между тем, представленный заявителем договор подряда N ДС-29/03 от 29.03.2019, заключенный между ООО "СК ФАВОРИТ" и ООО "ВЕК-СТРОЙ" является договором субподряда на часть выполнения работ на объекте "Первомайский район, пос. Сибирский, строительство детского ясли-сада на 140 мест", заключенный в целях исполнения обязательства ООО "ВЕК-СТРОЙ" по строительству детского сада.
Также, в, представленных заявителем на участие в закупке, документах отсутствует Акт приемки объекта капитального строительства, подписанный между ООО "СК ФАВОРИТ" и ООО "ВЕК-СТРОЙ" по заключенному договору подряда ДС-29/03 от 29.03.2019 в соответствие положений Постановления N 2571, но представлен Акт N 1 приемки законченного объекта строительства от 30.12.2019, подписанный КГКУ "Единый заказчик капитального строительства Алтайского края" и исполнителем работ (генеральным подрядчиком) ООО "ВЕК-СТРОЙ".
Начальная (максимальная) цена контракта, заключенного между ООО "ВЕК-СТРОЙ" и КГКУ "Единый заказчик капитального строительства Алтайского края" составляет 116 237 945,21 руб., при этом, согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат, сметная стоимость в соответствии с договором подряда (субподряда) составляет 29 369 952,00 руб., что составляет примерно 30% выполненных работ по основному контракту Заказчика и подрядчика.
Согласно позиции Верховного суда РФ от 19.07.2021 N 304-ЭС21-10656 по делу N А46-13468/2020 договоры субподряда не могут являться подтверждением наличия опыта в полном объеме, поскольку лицо, которое выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом.
Также, в п. 2 письма ФАС России от 11.01.2024 N МШ/875/24 "По вопросам применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" указано, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Кроме того, субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также не несет гарантийных обязательств по объекту в целом.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, договор (контракт), подтверждающий наличие опыта по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд договором, подтверждающим соответствие участника дополнительному требованию о наличии у участника закупки опыта исполнения договора, установленному Постановлением N 2571, является исключительно договор (контракт) на поставку соответствующего товара, на выполнение (оказание) соответствующих работ (услуг), по которому одной из сторон выступает непосредственно участник закупки.
Таким образом, Комиссия не находит в действиях Заказчика, нарушений требований Закона о контрактной системе, а также нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СК ФАВОРИТ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12 февраля 2024 г. N 022/06/49-131/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024