Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В.- ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии представителей: ИП Гордеева Д.А. - Гордеевой И.С.; Администрации городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области - Аксенова С.А., Панкрат А.Ю.,
рассмотрев жалобу ИП Гордеева Д.А. на действия Администрации городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку мини-погрузчика с навесным оборудованием (номер извещения 0131300032324000002),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ИП Гордеева Д.А. (далее - Заявитель) на действия Администрации городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку мини-погрузчика с навесным оборудованием (номер извещения 0131300032324000002).
По мнению Заявителя, описание объекта закупки сформировано с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заказчика считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
26.01.2024 г. извещение N 0131300032324000002 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 038 333,33 руб.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) определено, что победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных тем же Постановлением N145.
В силу подп. "а" п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В силу п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной вышеуказанным п. 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Таким образом, Правила использования КТРУ устанавливают конкретные обстоятельства, при которых запрещается или разрешается указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных каталогом.
Заказчиком во исполнение вышеуказанных норм выбран КТРУ (28.92.20.000-00000020), в соответствии с которым в Описании объекта закупки указаны обязательные к применению характеристики.
В соответствии с пунктом 2 часть 1 статья 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Вместе с тем, структурированная часть описания объекта закупки содержит, в том числе, следующие характеристики товара:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Фрикционная муфта сцепления двигателя и гидравлического насоса, управляемая педалью из кабины оператора (однодисковая, сухая, постоянно замкнутого типа) |
Наличие |
Высота по кабине |
|
Система бесключевого запуска ДВС (кнопка старт-стоп) с иммобилайзером |
Наличие |
Ширина по колесам |
|
Согласно доводу жалобы, характеристикам, установленным Заказчиком в описании объекта закупки, соответствует товар одного производителя - мини-погрузчик МКСМ серии 1200 М производителя ОСП ООО "ПК "Промтрактор", в обоснование своих доводов Заявителем предоставлены ссылки на сайты официальных производителей и поставщиков:
1. https://kzdm.ru/catalog/mini-pogruzchiki/termit-1000/
2. https://anttech.ru/products/road-construction/ant-1000.01.html
3. https://amkodor.by/catalog/pogruzchiki/pogruzchiki-universalnye-s-bortovy mpovorotom/amkodor-211/
4. https://saransk.cataloxy.ru/firms/pk-promtraktor-osp-g-saransk.4044232_c. htm
5. https://xn--80aanb5akkkfe6c.xn--p1ai/privod-upravleniya-friktsionnoj-muft oj-mksm800/
6. https://www.chetra.ru/machines/kommunal/mini-pogruzchik-chetra-mksm-1200m -1/;
а также проведен анализ имеющихся характеристик, основанный на данных полученных из руководства по эксплуатации МКСМ 1200-М и ANT 1000.01.
Заказчиком обратных доказательств данному утверждению не представлено (ни во время заседания, ни в перерыв в рассмотрении жалобы), кроме того фактически из предоставленных письменных и устных объяснений Заказчик подтвердил, что ему необходим товар конкретного производителя. При этом, пояснить потребность исключительно в товаре с запрашиваемыми характеристиками соответствующими одному производителю Заказчик не смог, равно как Заказчик указал, что предоставил все документы и возражения в обоснование своей позиции, иных доказательств, у него не имеется.
Следовательно, материалами дела установлено, что совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, соответствует товар единственного производителя - мини-погрузчик МКСМ серии 1200 М производителя ОСП ООО "ПК "Промтрактор", что стороной Заказчика опровергнуто не было.
Согласно ч. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "...включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Таким образом, Заказчик при составлении "Описание объекта закупки" установил характеристики закупаемого товара, подходящие под одного производителя, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки составлено таким образом, что в совокупности характеристик объекта закупки подходит товар единственного производителя. Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ИП Гордеева Д.А. на действия Администрации городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку мини-погрузчика с навесным оборудованием (номер извещения 0131300032324000002) обоснованной.
2. Признать в действиях Администрации городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области нарушение требований ч. 3 ст. 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Администрации городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области предписание об устранении нарушения ч. 3 ст. 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Ведущий заседание -Заместитель председателя комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
У.А. Апанащик |
|
|
|
|
|
В.С. Шпарло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 16 февраля 2024 г. N 036/06/33-193/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024