Инспекцией управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель инспекции:
Члены инспекции:
В присутствии представителей:
От заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области:.
От ООО "Уч-Сфера", представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом).
в связи с поступлением обращения от ООО "Уч-Сфера", о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведена проверка действий заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ИНН 2700000313) на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе.
В ходе проведения проверки Инспекция Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение от ООО "Уч-Сфера" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ИНН 2700000313) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на поставку кресло-колясок в 2023 году (извещение N 0222100000123000283).
Заявитель указывает в своей жалобе на составление описания объекта закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, установленные заказчиком характеристики влекут ограничение количества участников закупки.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0222100000123000283 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 23.10.2023.
Предмет закупки: поставка кресло-колясок в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 309 313,69 руб.
Источник финансирования: бюджет фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Дата окончания срока подачи заявок - 31.10.2023 07:00 (МСК+7).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2023 NИЗК1 в ходе проведения закупки поступила 1 заявка, Заявка признана закупочной комиссией соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Изучив материалы дела N7-3/59, Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено материалами дела предметом закупки является поставка кресло-колясок в 2023 году.
В Техническом задании (Приложение N 1 к Извещению) Заказчик установил требования к функциональным и техническим характеристикам товара, связанным с определением соответствия поставляемых товаров Национальным стандартам Российской Федерации ГОСТ Р 50444-2020 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические требования", ГОСТ Р ИСО 7176-8-2015 "Кресла-коляски. Часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность", ГОСТ Р 51083-2021 "Кресла-коляски с ручным приводом. Общие технические условия", ГОСТ Р ИСО 7176-16-2015 "Кресла-коляски. Часть 16. Стойкость к возгоранию устройств поддержания положения тела", с необходимой детализацией исходя из потребностей медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.
Как пояснил Заказчик возможность замены кресел-колясок, в том числе с учетом изменений антропометрических и иных данных определяется уполномоченным органом медико-технической экспертизы в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.08.2019 N 605н "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медикотехнической экспертизы"". Инвалиды вправе подать заявление в уполномоченный орган медикотехнической экспертизы и получить новую кресло-коляску по досрочной замене.
Процедура отказа инвалида от предоставляемого ему технического средства реабилитации реализована путем заполнения инвалидом соответствующей информации в акте приема-передачи Товара (Приложение N 6 к контракту от 03.11.2023 N 352/23-7) (далее - контракт).
В соответствии с разделом 4 контракта Заказчик проводит выборочную проверку поставляемого Товара до поставки Товара инвалидам с целью подтверждения соответствия поставляемого Товара (по количеству, комплектности, ассортименту и качеству) требованиям, установленным Контрактом. Согласно акта выборочной проверки поставляемого Товара от 17.11.2023 по контракту установлено, что кресла-коляски соответствуют техническому заданию и спецификации. Жалоб, отказов в получении при исполнении Контракта от инвалидов не поступало.
Вес кресла-колясок зависит от модели конструкции, в среднем реабилитационное оборудование для передвижения весит до 19 кг. Есть варианты с облегченной алюминиевой рамой до 15 кг. Масса спортивной модели может варьироваться от 8 до 15 кг. Повышенной грузоподъемностью, что актуально для тучных пациентов, отличаются коляски с усиленной двойной рамой, расширенным сиденьем и могут весить до 28 кг. Вес кресла-коляски без дополнительного оснащения и без подушки в техническом задании к Извещению установлен не более 18 кг.
Также Заказчик пояснил, что требования к определенным габаритным размерам кресла-коляски, в части прохождения ее в дверной проем (ширина, высота и некоторые другие) Заказчиком в техническом задании не устанавливались, так как такие размеры регулируются ГОСТ Р 51083-2021 "Кресла-коляски с ручным приводом. Общие технические условия".
Заказчиком закупаются противопролежневые подушки трех видов: полиуретановые, гелевые и воздушные, имеющие классификацию технических средств реабилитации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 N 86н и выдаются инвалидам в зависимости от индивидуальной программы реабилитации. Ватные подушки не имеют классификацию как технические средства реабилитации, Заказчиком никогда не закупались и инвалидам не выдавались.
Потребность в характеристиках товара, указанного в описании объекта закупки, формировалась заказчиком, в том числе исходя из необходимости проведения закупки - получение реабилитационного эффекта для инвалидов.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном запросе котировок, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах внеплановой проверки отсутствуют, заявителем в Хабаровское УФАС России не представлено.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Таким образом, Инспекция Хабаровского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод обращения признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ИНН 2700000313) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на поставку кресло-колясок в 2023 году (извещение N 0222100000123000283) отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 февраля 2024 г. N 27 (ключевые темы: характеристика - социальное страхование - участники закупок - технические средства реабилитации - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024