Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" -...
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской
области - _.
министерства автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области - ...
ООО "СМУ-90" - ...
ЗАО "ДСУ-2" - _.
на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), обращения ТОГКУ "Тамбовавтодор" (вх. от 27.06.2023 N3983-ЭП/23) и решения Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2023 по делу NА64-6123/2023 о признании незаконными решений и предписаний УФАС по Тамбовской области по делам N068/10/99-472/2023 и N068/10/99-473/2023 от 05.07.2023 г. о результатах внеплановых проверок соблюдения законодательства о контрактной системе,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком - ТОГКУ "Тамбовавтодор" требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме N0164200001923001918 на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 02.06.2023 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N0164200001923001918 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 792 846 532,32 руб.
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Тамбовавтодор".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса 0164200001923001918 от 21.06.2023 на участие в закупке подано 3 заявки, все были признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Согласно протоколу подведения итогов электронного конкурса 0164200001923001918 от 21.06.2023 комиссией по осуществлению закупок ТОГКУ "Тамбовавтодор" принято решение заключить контракт с участником с идентификационным номером заявки 33 по цене контракта 713 561 879, 09 рублей.
Заказчик обратился (вх. от 27.06.2023 N3983-ЭП/23) в Тамбовское УФАС России, указав, что при анализе сметы и ведомостей работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги Тамбов - Шацк км 91+385 - км 128+848" установлено, что они не учитывают ряд работ, без проведения которых будет получен неудовлетворительный результат работ, предусмотренных объектом закупки. В связи с этим Заказчик просил выдать предписание об отмене закупки для последующей корректировки сметной документации.
На основании обращения проведена внеплановая проверка по делу N068/10/99-472/2023 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе, в ходе которой в действиях ТОГКУ "Тамбовавтодор" было выявлено нарушение требований части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Также ТОГКУ "Тамбовавтодор", его комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки было выдано обязательное для исполнения предписание:
"1. ТОГКУ "Тамбовавтодор", комиссии по осуществлению закупок ТОГКУ "Тамбовавтодор" отменить открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (извещение N0164200001923001918) и все его результаты.
2. ООО "Электронная торговая площадка Газпромбанк" обеспечить ТОГКУ "Тамбовавтодор", комиссии по осуществлению закупок ТОГКУ "Тамбовавтодор" техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Настоящее предписание исполнить в срок до 20 июля 2023 года.
4. Лицам, указанным в настоящем предписании, сообщить и представить доказательства его исполнения в Тамбовское УФАС России в срок до 20 июля 2023 года".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2023 по делу NА64-6123/2023 о признании незаконными решений и предписаний УФАС по Тамбовской области по делам N068/10/99-472/2023 и N068/10/99-473/2023 от 05.07.2023 г. о результатах внеплановых проверок соблюдения законодательства о контрактной системе вышеуказанные решение и предписание были признаны незаконными. Кроме того, Арбитражный суд по Тамбовской области обязал Тамбовское УФАС России в срок не более двадцати рабочих дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, повторно рассмотреть заявление ТОГКУ "Тамбовавтодор" от 27.06.2023 о проведении внеплановой проверки закупки N0164200001923001918.
Рассмотрение дела проводилось 22.01.2024, продолжилось 26.01.2024, 02.02.2024, 07.02.2024 после объявленных перерывов.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела N068/10/99-472/2023, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2023 по делу NА64-6123/2023, а также изучив представленные в дело документы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу требований части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно обращению ТОГКУ "Тамбовавтодор", заказчиком при подготовке контракта к заключению установлено, что описание объекта закупки в существенной части не соответствует требованиям закона, что не позволит получить надлежащий результат работ и приведет к срыву выполнения национального проекта Тамбовской областью. При анализе сметы и ведомостей работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги Тамбов - Шацк км 91+385 - км 128+848" установлено, что они не учитывают ряд работ, которые заказчик привел в соответствующих таблицах.
Как указало в своем заявлении ТОГКУ "Тамбовавтодор", обязательность этих работ обусловлена тем, что существующие обочины имеют нарушение поперечного профиля, а также в связи с устройством слоя покрытия необходимо устройство укрепления обочин.
Необходимость выполнения дополнительных работ обусловлена тем, что на существующем асфальтобетонном покрытие выявлены выбоины в покрытии глубиной до 4 см, колейность менее 50 мм, продольные и поперечные трещины, сдвиги, присутствуют пучины и разрушения основания дорожной конструкции на площади 9748 кв.м. При этом, предусмотренными контрактом работами данные дефекты устранены не будут. Также было указано, что в смету заложено недостаточное количество дорожных знаков, что не позволит надлежащим образом выполнить ПОДД.
Устранить данные несоответствия возможно только путем внесения изменений в сметную документацию в части дополнения ее видами работ и, возможно (в случае если итоговая стоимость превысит доведенные лимиты), путем исключения ряда предусмотренных работ. Таким образом, предмет контракта не предусматривает работы, выполнение которых необходимо для получения надлежащего результата закупки. Заключение договора без устранения указанных недостатков не будет отвечать принципам эффективности расходования бюджетных средств.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что отсутствующие работы в абсолютном большинстве включены в локальные сметные расчеты, за исключением следующих:
- разборка основания разрушенной дорожной одежды: 4874,5 м2;
- устройство дополнительного слоя основания толщиной 30 см из песка мелкого: 9748 м2;
- устройство слоя основания из фракционированного щебня М-800 по ГОСТ 32703-2014 толщиной 20 см: 9748 м2.
- оснащение дороги барьерным ограждением протяженностью 1508 м.
Уведомлением о проведении внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе по делу N068/10/99-23/2024 от 18.01.2024 ТОГКУ "Тамбовавтодор" было предложено представить документы, подтверждающие фактическое выявление дефектов дорожного полотна, на которые в обращении ссылался заказчик (акты обследования, дефектные ведомости и т.д.), а также расчет дополнительных объемов работ (и иные подтверждающие документы), без проведения которых будет получен неудовлетворительный результат работ, предусмотренных объектом закупки.
Истребуемые документы и информация не были представлены в антимонопольный орган.
В рамках данной внеплановой проверки Министерство автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области на запрос Тамбовского УФАС России (исх. от 18.01.2024 NЕГ/193/2024, от 23.01.2024 N ЕГ/258/2024) письменно сообщило (исх. от 26.01.2024 Nб/н, вх. 26.01.2024 N602/24), что у ТОГКУ "Тамбовавтодор" имеются все правовые механизмы для эффективной реализации своей уставной деятельности. В ТОГКУ "Тамбовавтодор" работают специалисты высокого уровня компетенции, следовательно, у учреждения имелись потребности и все основания для проведения работ, заявленных в обращениях заказчика (вх. от 28.06.2023 N4014-ЭП/23; от 27.06.2023 N3983-ЭП/23).
Комиссия Тамбовского ФАС России приходит к выводу, что отсутствие полных и достоверных сведений об объекте закупки свидетельствует о нарушении Заказчиком требований ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представленные в материалы дела документы не содержат информации об объемах дефектов, позволяющей в дальнейшем определить виды и объемы работ для их устранения, и не позволяют Комиссии Тамбовского УФАС России определить объем дополнительных работ, без проведения которых будет получен неудовлетворительный результат работ, предусмотренных объектом закупки.
Согласно имеющемуся в материалах дела акту осмотра участка автомобильной дороги "Тамбов-Шацк" от 26.06.2023, в рамках промежуточной проверки участка автомобильной дороги "Тамбов-Шацк" в рамках приемки работ по государственному контракту от 01.11.2021 N0164200003021003035 выявлено, что на эксплуатируемом участке с км 91+385 по км 128+848 на существующем асфальтобетонном покрытии присутствует сетка трещин, колейность, износ верхнего слоя покрытия, ровность покрытия не соответствует требованиям нормативных документов.
Однако, указанный акт осмотра не является комиссионным, а был подписан сотрудником ТОГКУ "Тамбовавтодор" Т.Н. Крючковой.
Также в материалы дела представлены письма ТОГКУ "Тамбовавтодор" (исх. от 01.08.2023 N08/447, исх. от 02.08.2023 N08/457) в адрес министерства автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области, согласно которым, в связи с тем, что в ходе осмотра были выявлены дефекты, требующие корректировки объемов и стоимости работ по объекту "Тамбов-Шацк км 91+385 - км 128+848", произведен расчет стоимости работ с учетом ликвидации вновь выявленных дефектов, общая стоимость работ по объекту составила 814 758 479,09 рублей, в ценах 2023 года. При этом в действующей программе, утвержденной администрацией Тамбовской области постановлением от 20.06.2013 N640 "Об утверждении Государственной программы "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области" (с изменениями на 18.05.2023 года), предусмотрена стоимость 792 846 532,32 рублей, в ценах 2023 года. С учетом вышеизложенного, ТОГКУ "Тамбовавтодор" просило министерство автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области увеличить лимиты бюджетных обязательств, выделенных на 2023-2025 годы на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области на объект "Тамбов-Шацк км 91+385 - км 128+848" на 21 911 946,77 рублей.
В ответ на данное письмо министерство автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области (исх. от 02.08.2023 N08-20/2069, 2070, 2071, 2072) сообщило, что объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Тамбовской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов полностью распределен по направлениям расходования. В связи с этим предусмотреть дополнительные средства, в том числе на объект "Тамбов-Шацк км 91+385 - км 128+848", не представляется возможным.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчиком не представлено доказательств тому, что дополнительные виды работ, заявленные в обращении, не могут быть выполнены в рамках иных контрактов (договоров).
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России принимает во внимание обстоятельства отраженные в постановлении следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области Понкратова П.А. о возбуждении уголовного дела в отношении заместителя директора ТОГКУ "Тамбовавтодор" Назарова О.Н. Так в рамках уголовного дела установлено, что Назаров О.Н., а также иные сотрудники ТОГКУ "Тамбовавтодор", действовавшие во исполнение незаконных указаний последнего, в период с 19.06.2023 по 07.07.2023, действуя в нарушение ч.1 ст.36 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", совершили действия по отмене пяти состоявшихся закупок N0164200001923001912, N0164200001923001914, N0164200001923001915, N0164200001923001918, N0164200001923001919 на сумму более 4 млрд, рублей, предоставив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области заявления, содержащие заведомо ложные сведения о необходимости внесения в вышеуказанные государственные контракты.
Представители ЗАО "ДСУ-2" (победитель вышеуказанной закупки) в ходе проведения проверки считали направленное заявление не мотивированным и необоснованным.
Исходя из вновь открывшихся обстоятельств, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены процедуры закупки.
Частью 1 статьи 19 Закона о контрактной системе определено, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Исходя из вышеизложенного а также предмета обращения ТОГКУ "Тамбовавтодор" о необходимости осуществления закупки, отвечающей принципам эффективности расходования бюджетных денежных средств, Комиссия Тамбовского УФАС России считает необходимым направить материалы дела в Министерство финансов Тамбовской области для проведения проверки в части представленных законом полномочий.
По итогам проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ТОГКУ "Тамбовавтодор" нарушение требований части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме N0164200001923001918.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела в Министерство финансов Тамбовской области для проведения проверки в части представленных законом полномочий.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Руководитель комиссии
Члены комиссии |
Е.А. Гречишникова
В.В. Иванов
К.Д. Трушинская |
Исп.Трушинская К.Д.
тел.(4752) 71-36-00 вн.068-108
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 февраля 2024 г. N 068/10/99-23/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2024