Резолютивная часть решения объявлена 12.02.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.02.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
В отсутствие представителей Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-отделочная фирма "БаРо" (далее - ООО "СОФ "БаРо", Заявитель), представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Баяндаевская районная больница";
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0334300071824000005 на поставку расходных материалов (шприц), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 06 февраля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения Извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что Извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку Заказчиком в Техническом задании установлены такие технические требования к требуемому к поставке товару, которым соответствуют шприцы конкретного производителя ООО "Парамед Консалтинг" (Россия) по РУ N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г., что свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.
Как следует из жалобы Заявителя, к требованиям, содержащимся в Извещении и которые влекут, по его мнению, за собой ограничение количества участников закупки, отнесена следующая характеристика шприцев общего назначения "ориентацией среза иглы вверх безопасным чехлом, откинутом на 90 градусов относительно продольного вектора иглы".
По мнению Заявителя, шприцы общего назначения с данными параметрами в качестве эквивалентной продукции отсутствуют на рынке, в силу чего ограничено количество участников закупки и нарушены требования статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 29 января 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0334300071824000005 на поставку расходных материалов (шприц) (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 357 800 руб..
Комиссия, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь статьей 106 Федерального закона N 44-ФЗ, установила следующее.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в Извещении, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Федерального закона N 44-ФЗ, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.), а также в письмах ФАС России ФАС России от 20.09.21 г. N ПИ/79427/21, N ПИ/105657-РП/21 от 10.12.21 г.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны Извещении.
В соответствии с позициями 2,9 описания объекта закупки, содержащегося в Извещении, объектом закупки является шприц общего назначения.
Описание характеристик в отношении указанных товаров содержит, в том числе, следующую характеристику шприца общего назначения:
"ориентацией среза иглы вверх безопасным чехлом, откинутом на 90 градусов относительно продольного вектора иглы".
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым установленным в Извещении требованиям соответствуют шприцы иных производителей, в частности, установленным характеристикам соответствуют товары "Шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с иглами и без игл Vogt Medical" по РУ N РЗН 2016/3938 и шприцы по РУ N ФСЗ 2009/03552.
Вместе с тем, указанная информация не может являться доказательством наличия на рынке товаров, соответствующим установленным Заказчиком характеристикам. Кроме того, Заказчиком не представлены официальные документы производителей, подтверждающие наличие или отсутствие данных характеристик у указанных Заявителем товаров.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования. Так, в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещениях, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
Таким образом, по мнению Комиссии, Заказчиком не представлены письменные доказательства того, что установленным требованиям соответствуют шприцы иных производителей, кроме того, согласно "Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2024 NИЭА1" на участие в данной закупке подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения, к поставке предложены товары производства ООО "Парамед Консалтинг", что безусловно не может подтвердить факт наличия на рынке иных товаров, соответствующих требованиям Извещения.
Таким образом, довод заявителя нашел свое подтверждение, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОФ "БаРо" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2024 NИЭА1, внесения изменений в Извещение о проведении электронного аукциона и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024