В связи с поступлением обращения ИП Теплова О.А., в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, на основании статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России N038/43/24 от 05 февраля 2024 года;
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: * И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
участники Инспекции: * К.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении в отношении заказчика - Министерство Лесного Комплекса Иркутской Области (ИНН: 3808170859) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона "выполнение работ по проведению лесопатологического обследования на землях государственного лесного фонда, расположенных в границах Осинского, Голоустненского, Слюдянского лесничеств Иркутской области", извещение N 0134200000123002668.
Место нахождения Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Заказчик) - 664011, Иркутская область, Иркутск город, Горького улица, 31
Проверка начата - 05 февраля 2024 года, окончена - 14 февраля 2024 года.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- распоряжения о создании комиссии по осуществлению закупок;
- заявки, поданные на участие в электронном аукционе для закупки N 0134200000123002668 (со всеми приложениями);
- протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки N 0134200000123002668;
- контракт N 2-ЭА/2023 от 27.06.2023 г.;
- документы о приемки, платежное поручение;
- распоряжение об отмене актов ЛПО N91-3571-мр от 29.11.2023, N91-3565-мр от 29.11.2023;
- письмо в ФАЛХ NСЛ-91-138/24 от 22.01.2024 г.
Описательная часть
23 января 2024 года в Иркутское УФАС России поступило обращение ИП Теплова О.А. о возможном нарушении Федерального закона N44-ФЗ при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по проведению лесопатологического обследования на землях государственного лесного фонда, расположенных в границах Осинского, Голоустненского, Слюдянского лесничеств Иркутской области", извещение N 0134200000123002668
05 июня 2023 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0134200000123002668 "Выполнение работ по проведению лесопатологического обследования на землях государственного лесного фонда, расположенных в границах Осинского, Голоустненского, Слюдянского лесничеств Иркутской области" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 160 317,72 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 15.06.2023 09:00 (МСК+5)
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2023 NИЭА1 на участие подано 4 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям аукциона. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 114446276, предложившим цену контракта 910849,35 руб., тем самым снижение начальной максимальной цены контракта составило 21,5%.
27.06.2023 между заказчиком и ИП Тепловым О.А. заключен контракт N 2-ЭА/2023 на Выполнение работ по проведению лесопатологического обследования на землях государственного лесного фонда, расположенных в границах Осинского, Голоустненского, Слюдянского лесничеств Иркутской области.
Инспекцией в ходе осуществления внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п. 1.1. контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по проведению лесопатологического обследования на землях государственного лесного фонда, расположенных в границах Осинского, Голоустненского, Слюдянского лесничеств Иркутской области в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 3.1. контракта Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: в течение 4 месяцев после подписания контракта. Данный срок включает в себя:
- проведение ЛПО;
- составление актов ЛПО;
- согласование актов ЛПО с Заказчиком;
- согласование актов ЛПО с Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу;
- устранение Подрядчиком замечаний;
- утверждение актов ЛПО.
Таким образом срок выполнения работ должен был истечь 27.10.2023
Из пояснений заказчика - Первый документ о приемке N 02 от 25.10.2023 г. (далее - Подрядчик) опубликован ИП Тепловым О.А. в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на сумму 910 849,35 рублей.
В соответствии с пунктом 4.3. Контракта Подрядчик должен опубликовать документ о приемке в срок не ранее 35 дней с даты направления Актов ЛПО в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу и при отсутствии предписаний Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу об отмене или изменении соответствующих актов ЛПО.
Таким образом, Подрядчик представил документ о приемке ранее установленного срока выставления документа о приемке, так как акты ЛПО еще не прошли проверку Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. В связи с этим документ о приемке был направлен Подрядчику на уточнение в ЕИС.
Повторно документ о приемке на сумму 910 849,35 рублей был опубликован Подрядчиком в ЕИС 23.11.2023 г.
В связи с тем, что часть актов ЛПО была отменена по причине выявленных нарушений, Подрядчику был направлен мотивированный отказ от приемки работ 01.12.2023 г. (в соответствии с распоряжениями министерства лесного комплекса Иркутской области об отмене актов N 91-3571-мр, N 91-3565-мр с обоснованием причин отмены (прилагаются)).
Согласно абзацу 3 пункта 4.6 Контракта датой поступления Подрядчику мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик, то есть 01.12.2023 г.
В соответствии с пунктом 4.8 Контракта в случае получения от Заказчика запроса о предоставлении разъяснений в отношении результатов выполненных Работ, или мотивированного отказа от принятия результатов выполненных Работ Подрядчик в течение 5 дней обязан предоставить Заказчику запрашиваемые разъяснения в отношении выполненных Работ или в срок, установленный в мотивированном отказе от принятия результатов выполненных Работ, устранить полученные от Заказчика замечания, недостатки.
Из изложенного следует, что при получении от Заказчика мотивированного отказа от принятия результатов выполненных работ Подрядчик обязан в срок, установленный в мотивированном отказе от принятия результатов выполненных Работ, устранить полученные от Заказчика замечания, недостатки. При этом мотивированный отказ Заказчика, размещенный в единой информационной системе, не содержит сроков устранения выявленных замечаний. Соответственно, у Подрядчика не было временных ограничений для принятия мер по устранению недостатков выполненных работ.
Принимая во внимание то, что устранение недостатков, выявленных в утвержденных актах лесопатологического обследования, возможно исключительно после отмены соответствующих актов лесопатологического обследования, министерством были приняты распоряжения от 29.11.2023 N 91-3565-мр, от 29.11.2023 N 91-3571-мр.
При отмене актов лесопатологического обследования министерство руководствовалось нормативно-правовым актом Иркутской области - приказом министерства от 7 июня 2021 года N 91-31-мпр "Об утверждении порядка отмены актов лесопатологических обследований лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда в Иркутской области". При этом указанный правовой акт, а также действующее федеральное законодательство не ограничивает орган государственной власти, утвердивший акт лесопатологического обследования, в сроках для принятия решения о его отмене.
В случае оставления актов лесопатологического обследования с выявленными нарушениями в силе, у Заказчика отсутствовали бы основания как для требования у Подрядчика составления и направления новых актов лесопатологического обследования на те же лесные участки, так и для их утверждения.
Таким образом, при выявлении нарушений в акте лесопатологического обследования в соответствии с действующим законодательством министерством в первую очередь осуществляется отмена акта лесопатологического обследования, после которой лицу, проводившему лесопатологическое обследование, предлагается устранить выявленные замечания, составив и направив новый акт лесопатологического обследования.
Обстоятельством, ставшим основанием для издания вышеуказанных распоряжений об отмене актов лесопатологического обследования, стало необоснованное назначение санитарно-оздоровительного мероприятия в части выдела 39 квартала 56 Бурят-Янгутской дачи Бурят-Янгутского участкового лесничества Осинского лесничества (отсутствие установленных законодательством правовых оснований для назначения каких-либо санитарно-оздоровительных мероприятий в здоровых лесных насаждениях), а также несоответствие географических координат поворотных точек, указанных в абрисе участка леса, фактическому местоположению границ лесопатологических выделов, повлекшим изменение площади лесопатологических выделов, количества поворотных точек.
В соответствии с пунктом 41 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910, при установлении границ лесопатологических выделов в натуре фиксируются углы или характерные точки по границам поврежденных и погибших лесных насаждений, при этом могут использоваться растущие деревья, на которых делаются соответствующие отметки (лента, краска и другие способы маркировки). Географические координаты углов и характерных точек по границам кварталов, выделов, частей выделов, занятых поврежденными и (или) погибшими лесными насаждениями определяются при помощи навигационных и (или) геодезических приборов.
В обязательства Заказчика не входило предоставление географических координат Подрядчику, их определение было обязанностью Подрядчика, которую он в нарушение пункта 41 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910, выполнил ненадлежащим образом.
Своими действиями по направлению новых актов лесопатологического обследования, в которых ранее выявленные нарушения были полностью устранены Подрядчиком, Подрядчик фактически подтвердил, что работы, по его мнению выполненные в ноябре 2023 года, содержали недостатки. Новые акты лесопатологического обследования (N 62-36-07/23 от 07.12.2023, N 62- 36-08/23 от 07.12.2023, N 62-36-09/23 от 07.12.2023, N 62-36-10/24 от 11.01.2024, 62-36-11/24 от 24.01.2024), направленные Подрядчиком, были утверждены министерством.
В соответствии с частью 3 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Все недостатки, которые были обнаружены Заказчиком в актах лесопатологического обследования, носили явный характер, поскольку были обнаружены при натурном обследовании лесного участка, подлежащего лесопатологическому обследованию.
Таким образом, в случае приемки работ Заказчиком без замечаний Подрядчик был вправе впоследствии отказать в устранении выявленных недостатков на основании положений части 3 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации.
19.12.2023 г. Подрядчик представил документ о приемке на сумму 421 598,80 рублей. Работы заказчиком приняты.
Согласно абзацу 1 п. 4.6 Контракта в течение 5 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Федерального закона N44-ФЗ, пунктом 4.3 Контракта, Заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке либо формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. Заказчик подписал вышеуказанный документ о приемке 21.12.2023 г. без нарушения сроков приемки. Оплата по данному документу о приемке прошла 26.12.2023 г., что также не нарушает сроки, установленные Контрактом.
25.12.2023 г. Подрядчик разместил в ЕИС документ о приемке на сумму 162 075,88 рублей. Работы заказчиком приняты. Заказчик подписал данный документ 09.01.2024 г., без нарушения сроков приемки.
Согласно п. 2.5 Контракта Заказчик оплачивает Работы, выполненные Подрядчиком в соответствии с Контрактом, единовременным платежом путем перечисления цены Контракта согласно пункту 2.2 Контракта на счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в статье 13 Контракта, за счет средств бюджета Иркутской области в течение 7 (Семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке в соответствии со статьей 4 Контракта.
Таким образом, срок оплаты выполненных работ на сумму 162 075,88 рублей (документ о приемке от 09.01.2024 г.) истек 18.01.2024 г.
Из пояснений заказчика - в целях проведения оплаты Заказчик направил письмо N СЛ-91-138/24 от 22.01.2024 г. в адрес Федерального агентства лесного хозяйства об увеличении бюджетных ассигнований текущего финансового года для оплаты выполненных обязательств по Контракту. После получения дополнительный лимитов Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в полном объеме.
По состоянию на 09.02.2024 г. Подрядчик не выставил документ о приемке на оставшуюся сумму выполненных обязательств - 327 174,67 рублей, так как с даты направления Актов ЛПО в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу не прошло 35 дней.
Частью 13.1 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ регламентировано, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Поскольку регламентированный срок оплаты выполненных работ на сумму 162 075,88 рублей (документ о приемке от 09.01.2024 г.) истек 18.01.2024 г., оплата до настоящего времени не произведена, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 13.1 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Министерство Лесного Комплекса Иркутской Области (ИНН: 3808170859) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по проведению лесопатологического обследования на землях государственного лесного фонда, расположенных в границах Осинского, Голоустненского, Слюдянского лесничеств Иркутской области", извещение N 0134200000123002668 установлено нарушение части 13.1 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ.
Инспекцией принято решение предложить руководителю Иркутского УФАС России передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2024