рассмотрев жалобу ООО "СИБМЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники с заменой запасных частей" (извещение N 0818500000824000460) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в извещении содержат нарушения Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения согласно которым с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.01.2024 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение о проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники с заменой запасных частей" (извещение N 0818500000824000460). Заказчик - ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 965 222,09 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно Приложению N 1 к Положению о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129, техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения включает в том числе:
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для магнитно-резонансной томографии);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенотерапии);
радиологические медицинские изделия (в части рентгеновского оборудования для компьютерной томографии и ангиографии);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) медицинские изделия, включенные в лот, являются оборудованием для облучения, электрическим диагностическим и терапевтическим, применяемым в медицинских целях (ОКПД2 26.60).
Классификатор |
Код |
Расшифровка |
ОКПД2 |
26.60.11 |
Аппараты, основанные на использовании рентгеновского или альфа-, бета- или гамма-излучений, применяемые в медицинских целях |
ОКПД2 |
26.60.12 |
Аппараты электродиагностические, применяемые в медицинских целях |
Таким образом, все медицинские изделия, включенные Заказчиком в один лот, относятся к одной группе медицинских изделий класса 2б потенциального риска, являются оборудованием для облучения, электрическим диагностическим и терапевтическим, лот сформирован исходя из потребностей Заказчика, необходимых для работы учреждения здравоохранения и не создает ограничений круга участников аукциона и не нарушает конкуренцию.
Предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники с заменой запасных частей.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, т.к. в число требований к участникам аукциона не включено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области источников ионизирующего излучения, при том, что техническое обслуживание включённых в описание объекта закупки медицинских изделий должно проводится лицом, имеющим лицензию, включённую в перечень, утверждённый постановлением Правительства РФ от 25.01.2022 N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" и разрешённым видом работ - техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены пояснения, согласно которым с указанным доводом не согласны.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Требованием к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является: "Наличие действующей лицензии на деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения):
- техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части оборудования для магнитно-резонансной томографии; в части рентгеновского оборудования для компьютерной томографии и ангиографии; в части оборудования для рентгенотерапии). (Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации").
Документом, подтверждающим наличие лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения:
- Техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения:
- радиологические медицинские изделия (в части оборудования для магнитно-резонансной томографии; в части рентгеновского оборудования для компьютерной томографии и ангиографии; в части оборудования для рентгенотерапии) может быть в том числе выписка из реестра лицензий, копия акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащие сведения о представленной лицензии.
При этом заказчиком, уполномоченным органом не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности в области источников ионизирующего излучения (генерирующих).
При этом, согласно п. 3.1 проекта контракта исполнитель вправе при оказании услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, относящегося к источникам ионизирующего излучения привлечь соисполнителя, обладающего лицензией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) на право технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Исполнитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями в рамках оказания соответствующих услуг в соответствии с гражданским законодательством. Невыполнение соисполнителем обязательств перед исполнителем не освобождает его от выполнения условий контракта.
Согласно п. 3.2 проекта контракта документ, подтверждающий наличие лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) на право технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих), исполнитель предоставляет заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения контракта.
Таким образом, в проекте контракта предусмотрена возможность привлечения соисполнителя в части оказания услуг для медицинских изделий, относящиеся к источникам ионизирующего излучения, что расширяет круг потенциальных участников закупки.
Отсутствие требований о наличии лицензии с разрешённым видом работ "техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих)" непосредственно у участника закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и соответствует ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации согласно которой, в случае, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Лицензия на использование источников ионизирующего излучения является дополнительной и необходима для обслуживания медицинской техники, содержащей в своем составе источники ионизирующего излучения. В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии лицензии у участника закупки на обращение в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), будут препятствовать участию в закупке добросовестных поставщиков и приведут к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Положениями проекта контракта не ограничено право исполнителя привлекать к оказанию услуг соисполнителей, обладающих необходимыми документами для обслуживания медицинской техники, содержащей в своем составе источники ионизирующего излучения.
Следовательно, работы, требующие наличие лицензии на осуществление деятельности в области источников ионизирующего излучения (генерирующих) не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования, при исполнении контракта исполнитель может привлечь к их выполнению соисполнителя, обладающего необходимыми документами.
На участие в аукционе поступило три заявки, которые признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки. Податель жалобы заявку не подавал, каких-либо документальных доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в закупке, при наличии вышеуказанных требований к её предмету, а так же доказательств того, что требования заказчика необоснованно создали одним участникам преимущество перед другими и являются непреодолимыми, либо каким-то иным образом повлекли за собой ограничение количества её участников, не представил. Таким образом, довод Заявителя необоснован.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СИБМЕР" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000824000460).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 февраля 2024 г. N 92/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024