На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) Комиссией Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) в составе:
проведена внеплановая проверка в отношении ГКУ КК ДГЗ, МАОУ ООШ N23 им. Н.Шабатько г. Новокубанска при проведении электронного аукциона: "Реконструкция МАОУООШ N23 им. Н.Шабатько г. Новокубанска по адресу: Краснодарский край, г. Новокубанск с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест (I этап. Блок начального образования на 400 мест)" (извещение N 0818500000820004846) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России из прокуратуры Краснодарского края поступило обращение Даниелян М.А. для проведения проверки на предмет соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе).
В обращении Даниелян М.А. указывает на отклонение заявок участников и на ненадлежащее исполнение контракта победителем ООО "АрхСтройСервис". На основании ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе контроль за исполнением контрактов на управление не возложен.
Рассмотрев в рамках предоставленных полномочий материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК ДГЗ в 2020 проведен электронный аукцион: "Реконструкция МАОУООШ N23 им. Н. Шабатько г. Новокубанска по адресу: Краснодарский край, г. Новокубанск с увеличением вместимости и выделением блока начального образования на 400 мест (I этап. Блок начального образования на 400 мест)" (извещение N 0818500000820004846) с НМЦК 315 413 952,01 рублей. Извещение от 12.10.2020. Закупка проводится на основании п.8) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На документацию закупки была подана жалоба ООО "ТехСтройПартнер", которая была рассмотрена и признана необоснованной.
К участникам закупки установлены требования в соответствии с п.1) ч.1 ст.31 и ч.2 ст.31 Закона о контактной системе (наличие членства СРО и опыт исполнения на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства - п.2 приложения N1 ПП N99).
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
На участие в закупке подано 4 заявки (ООО УК "Арти-Стой", ООО "Оксиген", АО АПСК "Гулькевичский", ООО "АрхСтройСервис"). По результатам рассмотрения заявок заявка ООО УК "Арти-Строй" отклонена в соответствии с п.п.1), 2) ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе: не представлена информация, подтверждающая опыт исполнения контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В заявке предоставлен контракт от 26.06.2018 N0118300004518000158-0063388-2 (реестровый номер 3231301196718000005) на реконструкцию МБОУ СОШ N7 в г. Кропоткине, цена 280 942 331,00 рублей.
Из пояснений уполномоченного учреждения следует, что подрядчиком систематически нарушались контрактные обязательства, контракт расторгнут по соглашению сторон. В связи с чем, комиссия признала заявку несоответствующей требованиям.
При рассмотрении указанного договора Комиссия управления установила, что согласно дополнительному соглашению от 25.12.2019 в связи с работами, не подлежащими выполнению, стороны пришли к взаимному согласию расторгнуть контракт. Сумма контракта составляет 280 942 311,00 рублей. Фактически оплаченная сумма заказчиком составляет 280 801 393,00 рублей. Представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2019 N23-RU23510109-0058-2019.
Также Комиссией управления установлено, что в закупке N 0818500000820004936 от 15.10.2020 с НМЦК 388 241 195,80 рублей и с аналогичными дополнительным требованиями к участникам закупки - п.2 приложения N1 ПП N99, которая размещена в идентичный временной период, отраслевой комиссий ГКУ КК ДГЗ был признан победителем участник ООО УК "Арти-Строй". В связи с чем, довод уполномоченного учреждения (исх. N138-03-08/24 от 15.02.2024) об отсутствии идентичности закупок в рассматриваемой ситуации не основан на законодательстве о контрактной системе. Кроме того, из пояснения также следует, что комиссия рассматривает заявки участников на соответствие требованиям конкретной закупки. В закупке N 0818500000820004936 установлены дополнительные требования к участникам - п.2 приложения N1 ПП N99. Заказчик, уполномоченное учреждение не наделено правом изменения установленных Правительством дополнительных требований к участникам. Фактические пояснения по допуску заявки ООО "АрхСтройСервис", ООО "Оксиген" в закупке N 0818500000820004936 уполномоченным учреждением не предоставлены.
В заявке, полученной от оператора электронной площадки, на закупку N 0818500000820004936 представлен идентичный контракт, как и на закупку N 0818500000820004846. Состав Комиссии ГКУ КК ДГЗ по указанным закупкам -Пятак, Брехов, Стадничук.
Таким образом, в заявке ООО УК "Арти-Строй" представлен исполненный контракт. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. В связи с чем, признание заявки ООО УК "Арти-Строй" по закупке N 0818500000820004846 несоответствующей необоснованно и нарушает ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.
Заявки ООО "Оксиген" и АО АПСК "Гулькевичский" отклонены в соответствии с п.1) ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе: не представлено решение об одобрении или о совершении по результатам аукционов в электронной форме сделок от имени участника такого аукциона с указанием информации о максимальной сумме одной сделки.
Комиссией управления при изучении заявок данных участников, полученных от оператора электронной площадки, установлено наличие данных документов: ООО "Оксиген" - решение единственного учредителя N7 от 15.04.2019; АО АПСК "Гулькевичский" - протокол б/н от 27.06.2020. Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что от АО АПСК "Гулькевичский" 23.10.2020 поступило письмо, согласно которому представленный в составе заявки протокол аннулирован. Однако документ, свидетельствующий об аннулировании протокола об одобрении, в материалы дела не предоставлен. В письме АО АПСК "Гулькевичский" 23.10.2020 в качестве приложения не обозначен. Удостовериться в достоверности представленной информации в процессе проведения проверки не представляется возможным.
По отклонению заявки ООО "Оксиген" представителем уполномоченного учреждения пояснено, что на момент рассмотрения заявки срок решения об одобрении N7 от 15.04.2019 истек (ч.3 ст.46 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
При этом, Комиссией управления также установлено, что ООО "Оксиген" являлся участником закупки N 0818500000820004936 и предоставил решение единственного учредителя N7 от 15.04.2019 и был членами отраслевой комиссии ГКУ КК ДГЗ допущен.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2020 г. N ИА/62842/20 "О предоставлении участниками закупок решения (копии решения) об одобрении крупной сделки" согласно подпункту "с" пункта 5 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752, решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки (далее - решение об одобрении крупных сделок) предоставляется участником при регистрации в ЕИС.
При этом в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать решение об одобрении крупной сделки.
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ оператор электронной площадки обязан направлять заказчику вторые части заявок на участие в электронном аукционе, а также документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, в том числе и решение об одобрении крупных сделок.
Таким образом, закупочная комиссия заказчика должна принимать решение о соответствии заявки участника требованиям документации на основании совокупности документов и информации, направленных оператором электронной площадки и представленных участником закупки в составе второй части заявки.
Учитывая изложенное, в случае, если решение об одобрении крупной сделки, направленное оператором электронной площадки, равно или превышает размер ценового предложения участника закупки, предоставление решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки не требуется и отказ в допуске к участию в закупке по данному основанию неправомерен.
В случае, если стоимость заключаемого контракта превышает размер суммы, указанной участником в решении об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС, то у участника при подаче заявки на участие в закупке есть возможность внести изменения в размер суммы об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС либо предоставить соответствующее ценовому предложению решение об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки.
При этом ФАС России обращает внимание, что в случае предоставления решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки, отказ в допуске такому участнику на основании несоответствия решения, размещенного в реестре участников в ЕИС, решению об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки, неправомерен.
Дополнительно ФАС России обращает внимание, что требования Закона N 44-ФЗ к предоставлению решения об одобрении крупной сделки являются исчерпывающими и предъявление каких-либо дополнительных требований к оформлению и содержанию такого решения является неправомерным.
В силу ч.7 ст.46 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" положения настоящей статьи не применяются:
к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.
В связи с чем, отклонение заявки ООО "Оксиген" нарушает ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.
Согласно данным ЕИС Финансовое управление администрации МО Новокубанский район не установило нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки N0818500000820004846 и согласовало заключение контракта с единственным допущенным участником - ООО "АрхСтройСервис". В заявке допущенного участника - ООО "АрхСтройСервис" представлен контракт от 26.11.2018 NФ.2018.557481/122, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Из пояснений уполномоченного учреждения (N108-03-08/24 от 06.02.2024) следует, что в заявке ООО "АрхСтройСервис" содержится нотариально заверенная копия решения об одобрении крупных сделок от 20.12.2019. Однако Комиссией управления не установлено наличие в заявке нотариально заверенной копии. В заявке содержится копия решения об одобрении крупных сделок от 20.12.2019, которая нотариально не заверена, что не противоречит Закону о контрактной системе.
19.11.2020 между заказчиком и ООО "АрхСтройСервис" заключен контракт на сумму 305 951 533,39 рублей.
В частности, из обращения Даниеляна следует, что 29.06.2022 заключено дополнительное соглашение N8, согласно которому цена составила 370 461 764,34 рублей (более 20% согласно полученному положительному заключению).
Согласно заключенному контракту дата окончания исполнения контракта 31.12.2021.
23.12.2021 между заказчиком и победителем заключено дополнительное соглашение N3 от 23.12.2021, согласно которому изменен срок исполнения контракта до 20.07.2022 на основании п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе. Данной нормой допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. В связи с чем, дополнительное соглашение N3 заключено с нарушением ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
Из дополнительного соглашения N8 от 29.06.2022 следует, что заключено на основании п.8) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, постановления Правительства от 09.08.2012 N1315, государственной экспертизы N23-1-1-2-038596-2022 от 16.06.2022, постановления администрации МО Новокубанский район от 28.06.2022 N795 "Об изменении существенных условий муниципального контракта".
В соответствии с п.8) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Согласно дополнительному соглашению N8 цена не превысила 30%. Вместе с тем, заключение дополнительного соглашение N8 с учетом необоснованно заключенного дополнительного соглашения N3 привело к увеличению срока исполнения контракта.
На момент проведения проверки контракт имеет статус "Исполнение". Информация о включении в реестр недобросовестных поставщиков от заказчика не поступала.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях уполномоченного учреждения - ГКУ КК ДГЗ (комиссии) нарушение ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика - МОАУ ООШ N23 им. Н. Шабатько г. Новокубанск нарушение ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.2 ст.7.30 КоАП, ч.4 ст.7.32 КоАП не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 февраля 2024 г. N 023/06/99-702/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024