Резолютивная часть решения оглашена "08" февраля 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме "12" февраля 2024 года г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<...> - |
Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<...> - |
Начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<...> - |
Ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок |
При участии посредством ВКС:
- <...>, - представителей Комитета ЖКХ Администрации г. Новокузнецка, по доверенности;
- <...> - директора ООО "БСК", на основании приказа
рассмотрев дело N 042/06/33-142/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Комитетом ЖКХ Администрации г. Новокузнецка законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139300002924000006 "Выполнение работ по сносу аварийных объектов капитального строительства с последующей транспортировкой строительных отходов код ФККО 8 12 901 01 72 4",
УСТАНОВИЛА:
02.02.2024 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "БСК" (вх. N 1106/24) на действия заказчика - Комитета ЖКХ Администрации г. Новокузнецка при проведении электронного аукциона N 0139300002924000006 "Выполнение работ по сносу аварийных объектов капитального строительства с последующей транспортировкой строительных отходов код ФККО 8 12 901 01 72 4".
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
25.01.2024 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Администрацией г. Новокузнецка размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139300002924000006 "Выполнение работ по сносу аварийных объектов капитального строительства с последующей транспортировкой строительных отходов код ФККО 8 12 901 01 72 4".
Начальная максимальная цена контракта - 25 000 000,00 рублей.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссия Кемеровского УФАС России проанализировала извещение о проведении вышеуказанной закупки и установила, что заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "Требования к участникам
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3 . 1 Требования в соответствии с позицией 12 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
4 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено в прилагаемом файле "Требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
Также Комиссией Кемеровского УФАС России проанализированы Требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" и установлено, что заказчик требует следующее:
"1. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ:
а) Участник закупки (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) должен быть членом саморегулируемой организации основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства на основании части 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ (далее Градостроительный кодекс), за исключением случаев, предусмотренных частями 5,6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса.
С учетом положений частью 2 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства от 25.05.2022 N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений", подтверждением членства участника закупки в соответствующей саморегулируемой организации, является наличие сведений об участнике в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Участники закупки (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей (ч. 5 ст.55.31 Градостроительного кодекса).
Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьей 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
При этом минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров (в том числе с учетом возможного заключения муниципального контракта, являющегося предметом аукциона), должен соответствовать уровню ответственности члена саморегулируемой организации, сформированному согласно части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса, т.е. соответствовать I-V уровню ответственности члена саморегулируемой организации.
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен соответствовать уровню ответственности члена саморегулируемой организации, сформированному согласно части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса, т.е. соответствовать I-V уровню ответственности члена саморегулируемой организации.
Перечисленные выше требования не распространяются на участников закупки в случаях, предусмотренных частями 5, 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ.
б) В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления, Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 г N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" участник аукциона должен иметь:
- лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV класса опасности (Вид работ: транспортирование отходов IV класса опасности, п. 8 перечня работ, составляющих деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности). В качестве подтверждения наличия лицензии участником закупки (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом) должен быть предоставлен один из документов, указанных в части 8 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно сведения о конкретной лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью: 1) в виде выписки из реестра лицензий по форме, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", 2) в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении".
Довод заявителя ООО "БСК" о том, что код КТРУ 43.11.10.000 "работы по сносу зданий и сооружений" не содержит характеристику ФККО 8 12 901 01 74 4 и заказчик неправомерно определил класс отходов, как отходы четвертого класса опасности, Комиссией Кемеровского УФАС России признан необоснованным с учетом следующего:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП РФ N 145 от 08.02.2017 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Также комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенным в ЕИС в сфере закупок, позиция КТРУ 43.11.10.000-00000001 "Работы по сносу зданий и сооружений" обязательна к применению с 01.01.2025.
Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0139300002924000006 описание объекта закупки составлено в соответствии со статьей 33 ФЗ N44-ФЗ, с использованием кода ОКПД2 43.11.10.000 "Работы по сносу зданий и сооружений".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что заказчик определил класс отходов согласно коду ФККО мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код 8 12 901 01 72 4), цифра (4) Класс опасности - IV, (72) Агрегатное состояние, физическая форма - Смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий.
Заявитель ООО "БСК" указывает, что заказчик неправомерно указал в проекте контракта конкретную дату окончания работ.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Необходимо отметить, что ФЗ N 44-ФЗ требования к сроку выполнения работ не установлены.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что согласно пункту 4.1 проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы в следующие сроки:
- начало выполнения работ: с даты заключения контракта;
- окончание выполнения работ: по "29" февраля 2024 г.
Таким образом, срок выполнения работ по проекту контракту установлен в соответствии с действующим законодательством, следовательно в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений ФЗ N 44-ФЗ.
Заявитель не согласен с тем, что в сводно-сметных расчетах указана организация ООО "Копания СЭР", кроме того проектной документацией не предусмотрена утилизация отходов и не описано, что заказчик подразумевает под утилизацией.
Согласно статье 1 ФЗ N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 ФЗ N 89-ФЗ от 24.06.1998 (энергетическая утилизация).
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что ООО "Компания СЭР" является специализированной коммерческой организацией оказывающей услуги неопределенному кругу лиц, любая организация вправе заключить договор, что не является ограничением числа участников закупки.
Из пункта 7 Технического задания (приложение N 1 к контракту) следует, что подрядчик до начала работ обязан разработать и согласовать технологический регламент по обращению со строительными отходами.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений ФЗ N 44-ФЗ.
Также заявитель считает необходимым опубликование положительного заключения экспертизы на проект и локально-сметные расчеты.
Согласно части 8 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) положения главы 6.4 ГрК РФ не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства (в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции иного объекта капитального строительства) осуществляется в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ для строительства объектов капитального строительства, положения которой содержат обязанность составлять проектно-сметную документацию.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что заказчиком размещены локальные сметные расчеты и проекты организации работ по сносу в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ N 509 от 26.04.2019, что является достаточным в соответствии с положениями главы 6.4 ГрК РФ, в связи с чем для рассматриваемой закупки подготовка проектно-сметной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 не требуется.
Поскольку согласно пункту 6 статьи 55.30 ГрК РФ экспертиза требуется в случаях осуществления работ по строительству и по капитальному ремонту (ст. 8.3. ГрК кодекса РФ), необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации отсутствует.
Таким образом, в действиях заказчика нарушения требований ФЗ N 44-ФЗ не установлено.
Руководствуясь статьей 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БСК" на действия заказчика - Комитет ЖКХ Администрации г. Новокузнецка при проведении электронного аукциона N 0139300002924000006 "Выполнение работ по сносу аварийных объектов капитального строительства с последующей транспортировкой строительных отходов код ФККО 8 12 901 01 72 4" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/33-142/2024 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
<...>
|
Члены Комиссии: |
<...>
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 12 февраля 2024 г. N 33-142
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2024