Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "МистерКлин" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.12.2023 на оказание услуг по уборке (ИКЗ: 233720100020472030100100120018121244),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "МистерКлин".
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени (Заказчик) по результатам запроса котировок в электронной форме (реестровый номер закупки 0167300000523000938) на оказание клининговых услуг с победителем указанной закупки - ООО "МистерКлин" заключен контракт от 15.12.2023.
Согласно п. 1.2 контракта исполнитель обязался оказать услуги по уборке согласно Расчету цены контракта (Приложение N1 к Контракту), Технологической инструкции по уборке, Графику исполнения контракта (Приложения NN2,3 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в порядке и в сроки, предусмотренные Контрактом.
Согласно п. 2.1 контракта цена контракта включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с оказанием услуг, в том числе, стоимость расходных материалов, химических средств, уборочного инвентаря и оборудования, используемых для оказания услуг, налоги, сборы и иные обязательные платежи и составляет 840 000,00 (восемьсот сорок тысяч рубZ
Пунктом 3.1 контракта определен срок оказания услуг: с 01.01.2024 г. по 31.12.2024 г.
Место оказания услуг: Российская Федерация, Тюменская область, город Тюмень, ул. Советская, дом 20 (п. 3.3 контракта).
Согласно п. 3.2, 5.2.3 контракта, Раздела I Технологической инструкции по уборке (Приложение N 2 к контракту) услуги оказываются с использованием расходных материалов, химических средств, уборочного инвентаря и оборудования Исполнителя согласно Технологической инструкции по уборке.
Раздел III Технологической инструкции по уборке (Приложение N 2 к контракту) содержит требования к используемым расходным материалам, химическим средствам, уборочному инвентарю и оборудованию.
Согласно п. 3.1 Раздела III Технологической инструкции по уборке комплектация санитарных узлов расходными материалами (туалетная бумага, бумажные полотенца), химическими средствами (жидкое мыло для мытья рук) осуществляется Исполнителем с учётом ежедневного (с понедельника по пятницу) пребывания на объекте уборки работников Заказчика в количестве не менее 130 человек. Исполнитель обеспечивает постоянное наличие в санитарных узлах расходных материалов (туалетной бумаги, бумажных полотенец) и химических средств (жидкого мыла для мытья рук).
Перечень расходных материалов, химическх средств, уборочного инвентаря и оборудования указан в 1 Раздела III Технологической инструкции по уборке и включает в себя, в том числе:-жидкое мыло для рук (пункт 3.2.4);туалетная бумага рулонная белого цвета (пункт 3.3);полотенца бумажные белого цвета Z -сложения(пункт 3.3).
Технологической инструкции по уборке в разделе "тип уборки", "перечень видов услуг" определено, что:ежедневная основная уборка санитарных узлов включает, в том числе, комплектацию дозаторов и диспенсеров расходными материалами (туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое мыло). Периодичность услуг: ежедневно 1 раз в день (понедельник-пятница); ежедневная поддерживающая уборка санитарных узлов включает, в том числе, пополнение дозаторов и диспенсеров расходными материалами (туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое мыло). Периодичност услуг: ежедневно 2 раза в день (понедельник-пятница).
В силу п. 4.2.1 контракта Заказчик осуществляет контроль за исполнением Исполнителем условий контракта.
Как пояснил представитель заказчика 15.01.2024 Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени выявлено со стороны Исполнителя ненадлежащее оказание услуг в части отсутствия в санитарных узлах необходимых расходных материалов: туалетной бумаги, бумажных полотенец, жидкого мыла для мытья рук.
15.01.2024 Исполнителю направлено письмо (исх.44-08-182/24) о нарушении условий контракта с требованием незамедлительного устранения выявленных недостатков и прибытия Исполнителя не позднее следующего дня после получения уведомления к Заказчику для составления двустороннего акта, отражающего выявленные недостатки.
16.01.2024 Исполнителем в адрес Заказчика направлено возражение N 3 на уведомление о нарушении условий контракта, из которого следовало, что средства для личного пользования (жидкое мыло для рук, туалетная бумага, бумажные полотенца, освежитель воздуха) не являются предметом контракта от 15.12.2023 и Заказчик не вправе требовать от Исполнителя поставку данного товара. Разделом III Технологической инструкции по уборке обозначены требования к используемым расходным материалам, химическим средствам, уборочному инвентарю, которые должны использоваться как Исполнителем, так и Заказчиком при том, что Исполнителю не вменяется их посавка собственными силами за исключением расходных материалав, химических средств, уборочного инвентаря и оборудования, используемых для оказания услуг.
17.01.2024 (исх. 44-08-275/24) Заказчиком в односторонем порядке составлен акт выявленных недостатков, Исполнитель от подписания акта отказался.
Представитель Заказчика также отметил, что рассчитать точное количество требуемых расходных материалов для комплектации санитарных узлов не представляется возможным в связи с чем в Технологической инструкции по уборке было указано ежедневное количество сотрудников Заказчика (не менее 130) человек находящихся на объекте Заказчика.
Учитывая, что контракт надлежащим образом не исполняется, недостатки в оказанных услугах, выраженные в отсутствии в санитарных узлах расходных материалов, предусмотренных контрактом не устранены Исполнителем, Заказчиком 19.01.2024 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения колнтракта, которое вступило в законную силу 30.01.202.
Представитель общества, присутствующий в заседании Комиссии, указал, что предоставление Исполнителем средств личной гигиены (жидкое мыло для рук, туалетная бумага, бумажные полотенца, освежитель воздуха) для использования сотрудниками Заказчика не было указано в контракте, средства личной гигиены не являются средствами, необходимыми для осуществления услуги по уборке помещений Закаказчика, следовательно, Заказчик не вправе требовать их от Исполнителя.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Комиссия отмечает, что на основании статьи 783 Гражданского кодекса общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3 статьи 715 ГК РФ).
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 10.2 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 19 января 2024 года и получено им в этот же день. Таким образом, датой надлежащего уведомления является 19 января 2024 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 30 января 2024 года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Комиссия отмечает, что согласно п. 3.2, 5.2.3 контракта, Раздела I Технологической инструкции по уборке (Приложение N 2 к контракту) услуги оказываются с использованием расходных материалов, химических средств, уборочного инвентаря и оборудования Исполнителя согласно Технологической инструкции по уборке.
В соответствии с п. 3.1 Раздела III Технологической инструкции по уборке комплектация санитарных узлов расходными материалами (туалетная бумага, бумажные полотенца), химическими средствами (жидкое мыло для мытья рук) осуществляется Исполнителем с учётом ежедневного (с понедельника по пятницу) пребывания на объекте уборки работников Заказчика в количестве не менее 130 человек. Исполнитель обеспечивает постоянное наличие в санитарных узлах расходных материалов (туалетной бумаги, бумажных полотенец) и химических средств (жидкого мыла для мытья рук).
Также, цена контракта (п.2.1 контракта) включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с оказанием услуг, в том числе, стоимость расходных материалов, химических средств, уборочного инвентаря и оборудования, используемых для оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Таким образом, доводы общества относительно отсутвстия обязанности исполнителя при оказании услуги по уборке за свой счет обеспечивать наличие в санитарных узлах расходных материалов (туалетной бумаги, бумажных полотенец) и химических средств (жидкого мыла для мытья рук) являются не состоятельными, поскольку не соответствуют приведенным выше условиям контракта и положениям гражданского законодательства.
Согласно протоколу подведения итогов закупки (0167300000523000938) на оказание услуг по уборке на участие в закупке поступило 4 заявки участников закупки, запросов на разъяснение положений извещения закупки не поступало, соответственно все условия контракта были ясны и понятны участникам закупки.
Так, подавая заявку на участие в закупке ООО "МистерКлин" согласился с условиями контракта, общество являясь профессиональным участником должно понимать условия заключаемого контракта.
Материалами дела установлено ненадлежащее оказание ООО "МистерКлин" услуг по контракту от 15.12.2023 в части комплектации санитарных узлов необходимыми расходными материалами, такими как туалетной бумагой, бумажными полотенцами, жидким мылом для рук, учитывая, что данная обязанность по условиям контракта возложена непосредственно на исполнителя.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении общества в рамках исполнения контракта на оказание услуг по уборке. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания услуг, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях общества установлена недобросовестность при исполнении контракта.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени в отношении ООО "МистерКлин" (ИНН 7204160929, КПП 720301001, генеральный директор Ефимов Евгений Олегович, ИНН 720314125002) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке (реестровый номер закупки 0167300000523000938) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 февраля 2024 г. N РНП-72-19/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2024