Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок - Гареев Д.Р.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ
- в присутствии представителей.
Заявитель: ООО "Современные системы реабилитации"
- в присутствии представителя.
Третье лицо: ООО "Медека"
- в присутствии представителя
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили жалобы от ООО "Современные системы реабилитации" (вх. 1892/24, 1893/24, 1894/24, 1895/24 от 06.02.2024) на действия Заказчика в лице Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ при определении поставщика путем проведения закупки N 0201100003824000032, 0201100003824000027, 0201100003824000008, 0201100003824000006 "Поставка технических средств реабилитации (Специальные средства при нарушениях функций выделения) для обеспечения в 2024 году Получателей".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0201100003824000032, 0201100003824000027, 0201100003824000008, 0201100003824000006.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчик установил требования поставки технических средств реабилитации для инвалидов по всему Федеральному округу одновременно, что существенно ограничивает количество участников аукциона, способных принять участие в закупке и исполнить государственный контракт.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 22 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд) Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Закупка технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий осуществляется территориальными органами Фонда в порядке, предусмотренном п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе, в силу которого государственным заказчиком, в том числе признается орган управления государственным внебюджетным фондом, действующий от имени Российской Федерации и уполномоченный принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющий закупки для государственных нужд.
Приказом Фонда от 28.09.2023 N 1811 ДСП Отделение СФР по Республике Башкортостан наделено полномочиями по планированию и осуществлению закупок технических средств реабилитации, проводимых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Отделению СФР Республики Башкортостан как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год, с правом заключения государственных контрактов, их исполнения, в том числе приемки товаров, выполненных работ, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения государственных контрактов, для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Российской Федерации (далее - приказ).
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчик самостоятельно определяет предмет закупки исходя из потребности Заказчика в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения его функций и полномочий, достижения целей государственных программ, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перед Социальным Фондом России стоит задача по исполнению принятых на себя социальных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации ежедневного потребления.
Заказчик осуществляет закупки ТСР и ПОИ за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам ТСР и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Осуществление закупки с поставкой товара во все субъекты Российской Федерации обусловлено необходимостью достижения основного принципа контрактной системы: ответственности Заказчика за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, то есть при планировании и осуществлении закупок заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.
Осуществление закупки с поставкой товара во все субъекты Российской Федерации путем проведения аукциона в электронной форме является прозрачным открытым конкурентным способом закупки, отвечающим принципу эффективности осуществления закупок, проведение указанной закупки не противоречит действующему законодательству.
Отрасль по поставке специальных средств при нарушениях функций выделения не лицензируема, поэтому поставщиками могут выступать различные компании, деятельность которых не направлена на реабилитационные мероприятия инвалидов. Организованные территориальными органами СФР независимые экспертизы качества поставляемых ТСР в рамках исполнения контрактов с большим падением при закупках показали, что поставщик обеспечивает инвалидов ТСР ненадлежащего качества.
Комиссией было установлено, что заключение одного государственного контракта на поставку технических средств реабилитации на всей территории Российской Федерации не противоречит положениям законодательства о контрактной системе.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указал, что установление обязательства привлечения соисполнителя из числа СМП и СОНО в объеме 25% от цены контракта устанавливает заранее неисполнимые противоречивые требования для поставщика.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Заказчик в возражении указал, что условиями исполнения контракта предусмотрена обязанность поставщика привлечения к исполнению контракта организаций из числа СМП и СОНО в объеме 25% цены контракта и право привлечения соисполнителей. Тем самым фактически поставка товара, осуществление организации пунктов приема будет производить не только поставщик по контракту, но и привлеченные организации.
Комиссией было установлено, что в извещении отсутствуют ограничения привлечения к исполнению контракта любых соисполнителей в границах каждого из указанных субъектов федерального округа, способных осуществить поставку.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указал, что в закупках возникает необходимость применения дополнительных требований.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ N2571 Установить, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
При этом действующим законодательством о контрактной системе не установлено требования сопоставимости предмета вышеуказанных контрактов или договоров с предметом текущей закупки. Таким образом, согласно данным единой информационной системы в сфере закупок существует множество контрактов и договоров, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ N2571 и ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Комиссией было установлено, что необходимости в применении дополнительных требований согласно действующему законодательству не предусмотрено.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчик передает свои обязательства по контракту Отделениям фонда всего Федерального округа.
Заказчик в возражении указал, что доводы Заявителя о невозможности исполнения Заказчиком своих обязательств по контракту в надлежащие сроки в части оплаты товара, контроля наличия товара на складе, осуществления контроля за порядком и сроками поставки товара, осуществления выборочной проверки поставляемого товара являются несостоятельными, поскольку в Описании объекта закупки (приложение N1 к контракту) указаны особые условия исполнения контракта, где изложен порядок взаимодействия территориального Отделения фонда, поставщика и Заказчика.
Приказом Фонда от 28.09.2023 N1811 ДСП утвержден Порядок взаимодействия территориальных органов СФР, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан и структурных подразделений СФР при планировании и осуществлении закупок технических средств реабилитации.
Заказчиком по контракта является ОСФР по Республике Башкортостан.
Заказчик подписывает документы о приемке, осуществляет оплату по заключенным контрактам. Также за Заказчиком остается вся претензионная работа в случае нарушения поставщиками обязательств по контрактам.
Комиссией было установлено, что Заказчик не передает свои обязательства по контракту отделениям Фонда в федеральных округах, таким образом довод Заявителя признается необоснованном.
Жалобы признаются необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Современные системы реабилитации" необоснованными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Гареев Д.Р.
Шайхуллин В.Э.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 февраля 2024 г. N ТО002/06/106-174/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024