Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, Управление),
рассмотрев обращение редакции СМИ гражданский контроль государственных закупок (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа N3 имени И.А. Флерова" (далее -Заказчик) Муниципального казённого учреждения "Комитет по организации закупок городского округа Балашиха" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении закупки на выполнение работ по благоустройству территории МБОУ "Школа N3" по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, ул. Советская, д. 17 (извещение N 0848300064123000070) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс)) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
В соответствии с Извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение размещено на Официальном сайте - 21.02.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 15 922 480,80 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 13.03.2023;
4) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки, 6 из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса;
5) победителем Конкурса признано ООО "ЖИЛСЕРВИС" (далее - Победитель), с идентификационным номером заявки "113706574";
6) Объект закупки - Выполнение работ по благоустройству территории МБОУ "Школа N3" по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, ул. Советская, д. 17.
Согласно доводу обращения Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно приняты к оценке документы и сведения, представленные в составе заявки Победителя, поскольку в документах и сведениях, представленных в составе заявки Победителя указана недостоверная информация.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Законом о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Законом о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 15.03.2023 NПРОII2 (далее - Протокол) заявке Победителя с идентификационным номером заявки "113706574" присвоено 40% по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня":
N п/п |
Идентификационный номер заявки |
Признак N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) заявленный участником, руб. |
Признак N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) принятый к расчету, руб. |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов (100%) |
Значимость показателя оценки, процентов (100%) |
Значимость критерия оценки, процентов (40%) |
3 |
113706574 |
5 179 856 436,65 |
3 107 021 940,61 |
100,00 |
100,00 |
40,00 |
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Подпункт "а" пункта 28 Положения
Требования к документам для оценки показателя - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта:
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке, рассчитывается по указанной в пункте 2 раздела II настоящего документа формуле.
Лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги.
1) исполненный договор (договоры) на оказание услуг сопоставимого характера. Под сопоставимым характером понимается оказания услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
2) акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
К оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Участник закупки вправе указать представленные в составе заявки контракты/договоры в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Протоколом в составе заявки Победителя представлено 40 контрактов/договоров на сумму 5 179 856 436,65 рублей. Конкурсной комиссией принято 25 контрактов/договоров на сумму 3 107 021 940,61 рублей.
Указанные сведения повлияли на критерии оценки заявок на участие в Конкурсе при заключении вышеуказанного муниципального контракта, а именно на оценку квалификации участников закупки, опыта работы, связанного с предметом контракта, со значимостью критерия 40 %.
Комиссией в адрес ООО "Городские услуги" ИНН 5001117547, ООО "ПушкиноРассвет" ИНН 5038151978, ООО "Эталон Сервис" ИНН 5038151777 направлены запросы информации от 23.01.2024 NN ШМ/1031/24, ШМ/1032/24, ШМ/1033/24 (далее - Запросы информации) о наличии договорных отношений с ООО "ЖИЛСЕРВИС", а также о статусе ООО "ЖИЛСЕРВИС" в рамках исполнения вышеуказанных договоров (генеральный подрядчик, субподрядчик).
По результатам рассмотрения Запросов информации в адрес Комиссии поступили письма от ООО "Эталон Сервис" от 25.01.2024 N 44, ООО "ГОРОДСКИЕ УСЛУГИ" от 24.01.2024 N б/н об подтверждении договорных отношений с ООО "ЖИЛСЕРВИС".
Также Комиссией направлен запрос информации в Управление Федеральной Налоговой Службы по Московской области о наличии договорных отношений и оплаты по договорам в отношении Победителя.
В ответ на запрос представлена, в том числе следующая информация:
"Выручка ООО "ЖИЛСЕРВИС" за период 2017/2022, согласно представленной бухгалтерской отчетности, составила 732 702,00 рублей.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -РСМП), ООО "ЖИЛСЕРВИС" включено в РСМП с 2016 года по настоящее время. При этом, согласно сведениям, содержащимся в РСМП, сформированным с сайта ФНС России, с 10.10.2016 по 10.08.2017 указанное юридическое лицо было отнесено к категории "Микропредприятие", а с 10.08.2017 по настоящее время "Малое предприятие".
Кроме того, согласно проведенному анализу банковских выписок, между Победителем и ООО "ПушкиноРассвет", ООО "Эталон Сервис", ООО "Городские услуги" отсутствуют сведения, подтверждающие исполнение Договоров.
Следовательно, представленная Победителем закупки информация об успешно исполненных контрактах, максимальная общая сумма которых составляет 5 179 856 436,65 рублей, является недостоверной.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей к оценке Договоры в целях присвоения баллов по Критерию, неправомерны.
При этом, в адрес Победителя также неоднократно направлено уведомление о проведении внеплановой проверки.
Представитель Победителя на заседании Комиссии не явился, документов, однозначно свидетельствующих об отсутствии в составе заявки Победителя недостоверной информации не представил.
На основании документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части принятия решения о признании заявки Победителя соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса, противоречат порядку оценки заявок и положениям Закона о контрактной системе, в связи с тем, что в составе заявки содержится недостоверная информация.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о правомерности действий Конкурсной комиссии.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
Аналогичная позиция отображена в решении ФАС России от 14.12.2023 N 23/44/99/П23.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Победителем заключен муниципальный контракт от 27.03.2023 N 138255-23.
Аналогичным образом, Конкурсной комиссией допущены нарушения в части принятия к оценке документов и сведений, представленных в составе заявки Победителя.
Согласно части 29 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения органами контроля в сфере закупок плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, указанные органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты выявления такого факта.
Дополнительно Комиссия сообщает, что документы, представленные участниками рассмотрения в рамках проведения контрольного мероприятия, будут переданы в правоохранительные органы.
В соответствии с частью 29 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов по настоящему делу в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о принятии мер уголовно-правового характера в отношении Победителя в порядке статьи 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как заключен контракт.
3. Передать материалы дела от 06.02.2024 N 050/06/99-49218/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
4. Передать материалы от 06.02.2024 N 050/06/99-49218/2023 в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 февраля 2024 г. N 050/06/99-49218/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024