Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок, Комиссия контрольного органа), руководствуясь пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате рассмотрения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) доводов жалобы общества с ограниченной ответственностью "Десктоп" (далее - ООО "Десктоп", Общество, Заявитель) на действия Заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара" (далее - МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара", Заказчик) при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки "Поставка сервера для организации системы хранения данных для нужд Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (Извещение N 0384300004224000003) (далее - электронный аукцион, закупка), в присутствии представителей Заказчика, действующих на основании доверенностей, в отсутствии представителей Заявителя, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении объекта закупки N0384300004224000003 поступила жалоба ООО "Десктоп" (вх. N 266-ЭП/23). По мнению подателя жалобы в описании объекта закупки неправомерно установлены дополнительные характеристики товара, не предусмотренные позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, а именно: "В описании товара, работы, услуги позиции КТРУ 26.20.14.000-00000189 "Сервер" отсутствуют характеристики, относящиеся к операционной системе или централизованной аппаратно-ориентированной системе мониторинга и управления".
С доводами жалобы Заказчик не согласились по основаниям, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
В ходе проведения внеплановой проверки и с учетом информации, изложенной в содержании жалобы, а также представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа при предусмотренных правовых основаниях действующего законодательства подходит к следующим выводам.
31.01.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0384300004224000003 (далее внесены изменения от 31.01.2024 NИИ1) о проведении электронного аукциона на поставку сервера для организации системы хранения данных для нужд Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", с начальной (максимальной) ценой контракта 3 827 933,33 руб.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ "О контрактной системе" именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ "О контрактной системе" не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В подпункте "а" пункта 5 Правил использования КТРУ указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ "О контрактной системе", которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заявитель в своей жалобе указывает, что запрошенное Заказчиком программное обеспечение: операционная система и централизованная аппаратно-ориентированная система мониторинга и управления, обладает собственными техническими и функциональными характеристиками, не являющимися частью объекта настоящей закупки - сервера и не могут быть включены в требования к объекту закупки по данному аукциону.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка сервера (код позиции 26.20.14.000-00000189).
Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 8).
Файл "Техническое задание (Приложение N 3 к Извещению)", размещенный в составе Извещения и являющегося неотъемлемой его частью, содержит таблицу 2, в которой указаны характеристики товара.
Кроме того, указанный файл содержит информацию, согласно которой:
"Сервер должен иметь в своем составе предустановленную операционную систему из Единого реестра Российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, либо из Единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации. Операционная система должна соответствовать следующим техническим требованиям: Поддержка уровней RAID: RAID 0, RAID 10, RAID 5, RAID 6, RAID 50, RAID 60, RAID 70_Каждая единица поставляемого оборудования должна быть укомплектована централизованной аппаратно-ориентированной системой мониторинга и управления. Система мониторинга и управления должна быть официально совместима с поставляемым сервером_"
Согласно письменным пояснениям Заказчика: "В рассматриваемом случае предметом закупки является сервер, который является составляющим комплекса системы хранения данных с предустановленной операционной системой, предустановленной системой мониторинга и управления. Программное обеспечение в составе сервера системы хранения данных является обязательным для сервера, без которого сервер не может функционировать самостоятельно, как отдельный элемент системы хранения данных в рамках исполнения функций и задач, возложенных на Заказчика и для повышения качества масштабирования и снижения общих затрат на эксплуатацию IT- инфраструктуры, в том числе хранения данных, бесперебойного круглосуточного осуществления управления и мониторинга сервисов и подсистем, используемых Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар". Условия поставки сформированы в соответствии с требованиями Заказчика к техническим характеристикам серверного оборудования для организации системы хранения данных и функционалу, который возможно реализовать только при использовании программного обеспечения, предустановленного и настроенного в рамках исполнения муниципального контракта и основаны на принципе эффективности использования бюджетных средств согласно статье 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Закупаемые товары являются технологически и функционально связанными между собой (пункт 3 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017) и должны рассматриваться как единый комплекс (как "сложная вещь"), с соблюдением требований статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации. Операционная система и система мониторинга и управления задействована в едином технологическом процессе, объединена неразрывной технологической связью с серверным оборудованием, следовательно, является составной частью "сложной вещи", что позволяет произвести такую закупку в рамках одного лота.
Требования о поставке серверного оборудования для организации системы хранения данных с предустановленным программным обеспечением не относятся к требованиям о предоставлении характеристик в отношении сервера, а являются условиями поставки, обусловленными особенностями поставки необходимого Заказчику оборудования с учетом его объективных потребностей, для реализации возможности хранения данных, удаленного управления и мониторинга оборудования входящего в комплекс системы хранения данных, в рамках которого на поставляемый сервер должна быть предустановленна система мониторинга и управления и операционная система.
При этом, в отношении указанных требований к предустановленным на поставляемый сервер для организации системы хранения данных программным средствам согласно электронному документу "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке (далее - электронный аукцион) и инструкция по ее заполнению" извещения о Закупке у участников Закупки отсутствует обязанность в предоставлении каких-либо показателей в своих заявках".
Кроме того, Заказчик указал на то, что в техническое задание не включено требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, и не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При изучении Извещения установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки перечислены характеристики в соответствии с примененным кодом КТРУ 26.20.14.000-00000189.
Кроме того, в данной закупке установлены ограничения допуска в соответствии с Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что соответствует требованиям законодательства.
В силу пункта 2 Постановления N 1236 заказчик обязан установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, установленных в подпунктах "а", "б" части 2 Постановления N 1236.
Подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Исходя из анализа файла "Техническое задание" и пояснений представителя Заказчика следует, что требования о поставке серверного оборудования с предустановленной операционной системой из Единого реестра Российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, либо из Единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации с определенными техническими требованиями к данной операционной системе не относятся к характеристикам поставляемого товара, а являются условиями поставки, обусловленными особенностями поставки необходимого Заказчику оборудования.
Таким образом, Заказчик не устанавливал технические (функциональные) характеристики, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ в отношении поставляемого товара. Требования в части функциональных возможностей работы с сервером о наличии предустановленных программных средств, как и требования к безопасности товара, по энергетической эффективности товара и к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара установлены в условиях поставки, которые КТРУ не регламентируются.
С учетом вышеизложенного, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает требования Закона о контрактной системе. Произвольного отступления Заказчиком от требований каталога товаров, работ, услуг не установлено.
Вместе с тем на заседание Комиссии Ненецкого УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.
Следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия контрольного органа, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Десктоп" на действия Заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки "Поставка сервера для организации системы хранения данных для нужд Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"" (Извещение N 0384300004224000003) - признать необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 13 февраля 2024 г. N 083/06/106-7/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024