Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок, Комиссия контрольного органа), руководствуясь пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.1.- 7.2., 7.4.-7.6, 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) по результатам рассмотрения изложенных в жалобе общества с ограниченной ответственностью "Архидея" (далее - ООО "Архидея", Общество, Заявитель) сведений в отношении действий (бездействий) Уполномоченного органа - Управления государственного заказа НАО (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени РИ. Батмановой" при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: "Поставка средств дезинфекционных" (Извещение N 0184200000624000096),
рассмотренных в заседании Комиссии Ненецкого УФАС путем использования видеоконференцсвязи (ВКС) на основании поступившего письменного ходатайства Заявителя, в присутствии представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Заявителя, действующих на основании доверенностей,
УСТАНОВИЛА:
В Ненецкое УФАС России в отношении объекта закупки N 0184200000624000096 поступила жалоба (рег. номер 285-ЭП/24). Из жалобы Заявителя следует, что Уполномоченным органом, Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно совокупность требований к техническим характеристикам товара соответствует только продукция "Сайникс Энзим", что ограничивает количество участников закупки.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения.
Рассмотрение жалоб и проведения внеплановых проверок, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Ненецким УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Комиссия контрольного органа в сфере закупок, проверив изложенные доводы в жалобе Заявителя, с учетом представленных письменных позиций Заказчика, пояснений представителей Заявителя и Заказчика, при принятии решения по существу жалобы исходит из следующих оснований.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент"; б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований, химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Подпунктом "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с п. 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно коду КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" содержит единственную характеристику, которая является обязательной для применения - жидкость.
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона (пункт 7 Правил).
Как установлено антимонопольным органом, объектом закупки является поставка средств дезинфекционных.
Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки содержит код КТРУ, наименование товара, характеристики товара, значение характеристик, единицы измерения, количество, в частности по позиции N 4 указан код КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" с характеристиками: форма выпуска - жидкость; в качестве действующих веществ содержит комплекс ферментов (протеаза, липаза, амилаза), % - 11%; в качестве действующих веществ содержит: ПАВ, % -
15%; не содержит в составе ЧАС, ПГМГ, альдегидов и спиртов.
По доводу жалобы в отношении детального описания характеристик товара в части сопоставимости товара только продукции "Сайникс Энзим" не соответствует действительности поскольку Заказчиком представлена сравнительная таблица эквивалентности по позиции N4 технического задания.
Согласно письменным пояснениям Заказчика: "Описание объекта закупки Заказчика полностью удовлетворяет потребностям медицинского учреждения и отвечает особенностям осуществления Заказчиком лечебного процесса. Указания на конкретных производителей и товарные знаки извещение об аукционе не содержит, описание товара не влечет за собой ограничения количества участников закупки. Законодательством Российской Федерации не установлены требования к конкретным значениям или диапазонам значений характеристик дезинфицирующих средств, обязательным для описания в извещении о закупке_ Жидких дезинфицирующих средств существует огромное множество, соответственно для определения средства, соответствующего потребностям Заказчика установлены существенные для Заказчика характеристики Товара, под которые попадает как минимум 2 дезинфицирующих средства: Сайникс Энзим и Форинзим_ Описание дезинфицирующего средства в извещении о закупке напрямую характеризует не только антимикробную, вирулицидную и фунгицидную эффективность дезинфицирующего средства, экономичность его расходования, но и безопасность его использования для персонала и пациентов Учреждения (отсутствие повышенной токсичности, снижение риска возникновения контактных дерматитов, различных аллергических реакций, раздражений), что является немаловажным фактором при выборе дезинфицирующих средств, учитывая частоту дезинфекционных обработок в условиях нынешней эпидемиологической ситуации. Учреждение имеет полное право конкретизировать состав дезинфицирующих средств с обоснованной детализацией, что, в свою очередь, не противоречит Закону 44-ФЗ и не ограничивает конкуренцию_ Требования в части указания качественных и функциональных технических характеристик закупаемого товара (процентное содержание действующих веществ и др.), обусловлены тем, что они необходимы для обеспечения защиты, безопасности и антисептического состояния помещений и медицинского оборудования; дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения. Приобретаемые средства также должны быть эффективны в отношении микрофлоры в лечебном учреждении заказчика и безопасны для персонала и пациентов заказчика_ При организации медицинской деятельности в учреждении на заказчика возложена обязанность оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению при массовых вмешательствах с соблюдением правил асептики и антисептики. Кроме того, заказчик, вводя требования к действующим веществам, учитывает необходимость ротации дезинфицирующих средств (которая предполагает замену ДВ)_ Необходимость указания в техническом задании на дезинфицирующие средства состава (в т.ч. количество действующих веществ дез. средства в процентном соотношении) подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 1050 от 17.10.2023, в котором отражены результаты микробиологических исследований материала на стерильность: зафиксированы положительные пробы. Из объяснительной старшей медсестры эндоскопического отделения от 20.10.2023 и журнала смены растворов видно, что положительные пробы смывов на стерильность появились при смене раствора дезинфицирующего средства. Копии документов: журнал смены растворов МДМ, Протокол лабораторных испытаний N 1050 от 17.10.2023 объяснительная старшей медсестры эндоскопического отделения от 20.10.2023 приложены. Заказчиком был проведен мониторинг рынка дезинфицирующих средств и проверена чувствительность госпитальной среды к выбранным действующим веществам и их концентрации. Эти данные включены в программу производственного контроля. Характеристики средств установлены, в соответствии с потребностью Заказчика, исходя из своей потребности, нормативной документации (СанПиН 3.3686-21 и др.) и наличия товаров с подобными характеристиками на рынке. Проведенный Заказчиком мониторинг рынка подтверждает возможность поставки товара с указанными характеристиками разными производителями, соответствующие указанным параметрам действующих веществ как в сумме, так и отдельно. Заказчик руководствуется действующей нормативно-правовой документацией, с учетом потребности и мониторинга рынка и исходя из своей потребности и наличия данных товаров на рынке."
Комиссия контрольного органа считает необходимым отметить, что первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств и медицинских изделий, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.
Пунктами 2, 6 статьи 4 данного Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.
Под качеством медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики). Заказчик просил учесть, что на территории Российской Федерации в свободной продаже присутствуют как минимум два препарата, которые по техническим характеристикам соответствуют описанию объекта закупки и находятся в свободной продаже.
Сам по себе тот факт, что потребностям заказчика удовлетворяет товар конкретного производителя, не свидетельствует о совершении таким заказчиком действий, направленных на ограничение конкуренции.
Соотношение спроса и предложения на какой-либо товар является элементом рыночной экономики и конкуренции как таковой, при этом отсутствие в должном объеме рыночного предложения соответствующего товара, необходимого потенциальному покупателю, не может возлагать на такого покупателя необоснованную обязанность по корректировке своей потребности в товаре с определенными свойствами.
Неспособность потенциального продавца предложить необходимый покупателю товар по конкурентоспособной цене не может использоваться в качестве легализующего предлога для понуждения покупателя к приобретению товара, не отвечающего его потребностям и в качестве механизма обхода конкурентной борьбы между участниками рыночных отношений в плане ценообразования на продукцию схожих типов.
Предметом закупки является поставка средств дезинфекционных для нужд медицинского учреждения, характеристики к дезинфицирующему средству являются необходимыми и значимыми с учетом особых нужд и социальной значимости медицинского учреждения, положения извещения не содержали ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, промышленных образцов, наименования места происхождения товара и производителя товара, что свидетельствует о соблюдении заказчиком требований законодательства в сфере закупок и об отсутствии нарушения положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка товара, а не его изготовление.
Таким образом, участником данной закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.02.2024 N ИЭА1 на участие в закупке подано 4 заявки, снижение составило 27.5%. При этом запросов на разъяснение положений извещения в период подачи заявок не поступало.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Как следует из пункта 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, описание объекта закупки формируется государственным заказчиком исходя из его потребностей: "По общему правилу, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки".
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при установлении дополнительных требований к предмету закупки соблюдены положения Закона о контрактной системе и Постановления N 145. Следовательно довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия контрольного органа, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архидея" на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа НАО, Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени Р.И. Батмановой" при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: "Поставка средств дезинфекционных" (Извещение N 0184200000624000096) необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 15 февраля 2024 г. N 083/06/106-10/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024