Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 13.02.2024 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_____" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти
Члены Комиссии:
"_____" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_____" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - "_____" (далее - "_____" , государственный заказчик):
- "_____" действующая на основании доверенности от 26.04.2023 года, в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Общества с ограниченной ответственностью "Глобус" (далее - ООО "Глобус", общество),
рассмотрев обращение (вх. N 431/24 от 02.02.2024 года) ГКУ РТ "Госстройзаказ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Глобус" (193091, г. Санкт-Петербург, наб. Октябрьская, 34 / К. 6 литера А, помещ. 5, 8-20, ИНН: 7816655533, КПП:781101001, ОГРН: 1177847415877, дата присвоения ОГРН 26.12.2017 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года "Корректировка объекта "Детский сад на 160 мест в с. Дурген Тандинского кожууна Республики Тыва" корректировка проекта с привязкой к местности)", заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 05.02.2024 года N 28/24 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки заключенного контракта с единственным поставщиком.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика и ООО "Глобус" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения, а также ссылка для участия в заседании Комиссии Тывинского УФАС России посредством видеоконференцсвязи была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении.
От ООО "Глобус" пояснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту N 171-22 от 20.12.2022 года в адрес Тывинского УФАС России не поступило.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-4/2024, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
20.12.2022 года между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и ООО "Глобус" заключен государственный контракт N 171-22 "Корректировка объекта "Детский сад на 160 мест в с. Дурген Тандинского кожууна Республики Тыва" корректировка проекта с привязкой к местности)".
Государственный контракт N 171-22 от 20.12.2022 года заключен на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2023 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановления Правительства Республики Тыва от 18 марта 2022 года N 119 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или)муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 8.2 государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года принято 07.12.2023 года, решение направлено исполнителю ООО "Глобус" в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе заказным письмом по адресу исполнителя, указанному в государственном контракте N 171-22 от 20.12.2022 года (номер почтового отправления N 66700389010763).
При этом, почтовое отправление N 66700389010763 (решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта) было возвращено отправителю (ГКУ РТ "Госстройзаказ") и получено последним 23.01.2024 года, следовательно, 23.01.2024 года считается датой надлежащего уведомления ООО "Глобус" о принятом решении от 07.12.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года.
При таких обстоятельствах, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 03.02.2024 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года является не выполнение подрядчиком своих обязательств по заключенному государственному контракту в установленный им срок и в полном объеме.
Согласно пункту 1.1. государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года исполнитель обязуется выполнить работы по корректировке проекта "Детский сад на 160 мест в с. Дурген Тандинского кожууна Республики Тыва" корректировка проекта с привязкой к местности.
В соответствии с пунктом 1.5 Контракта: "Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 31 мая 2023 года".
В силу пункта 10.4 государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года в случае если до даты действия контракта обязательства сторон не будут исполнены, контракт считается действующим до момента исполнения сторонами.
Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю, истечение срока выполнения ООО "Глобус" своих обязательств, предусмотренных условиями государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года, не только не освобождает его от ответственности за нарушение сроков выполнения работ, но и также не освобождает его от выполнения своих обязательств по исполнению контракта.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 12.03.2020 года по делу N А32-47028/2018.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственным заказчиком во исполнение пункта 2.3 государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года платежным поручением N 805901 от 27.12.2022 года перечислен аванс, в свою очередь ООО "Глобус" в установленный срок работы не выполнены, что подтверждается претензионными письмами государственного заказчика от 30.07.2023 года исх. N ЭБ-02-2323, от 15.09.2023 года исх. N ЭБ-02-0864, от 24.11.2023 года исх. N ЭБ-02-3698.
Кроме того, указанные работы также были не выполнены ООО "Глобус" до принятия государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года, то есть до 07.12.2023 года, учитывая, что государственным заказчиком даже после истечения срока выполнения обязательств создавались условия для исполнителя о возможности исполнения своих обязательств по выполнению работ.
07.12.2023 года государственный заказчик в связи с допущенными нарушениями условий государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, ООО "Глобус" также не были совершены действия по устранению нарушений условий государственного контракта N 171-22 от 04.07.2022 года, послуживших основанием для принятия решения от 07.12.2023 года об одностороннем отказе от исполнения рассматриваемого контракта до вступления его в силу (до 02.02.2024 года, включительно), а также до оглашения резолютивной части решения по настоящему делу.
Таким образом, в установленные государственным контрактом N 171-22 от 20.12.2022 года сроки, а также до вступления в силу решения от 07.12.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года, ООО "Глобус" не выполнило свои обязательства, предусмотренные указанным контрактом, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, исполнитель, принимая решение о заключении контракта, должен осознать все связанные с этим риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на исполнителе, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ООО "Глобус" государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года, свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения ГКУ РТ "Госстройзаказ" оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Глобус", предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
В свою очередь доказательства совершения ООО "Глобус" действий (мер), направленных на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем порядке от исполнения контракта, в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБУС" (193091, г. Санкт-Петербург, наб. Октябрьская, 34 / К. 6 литера А, помещ. 5, 8-20, ИНН: 7816655533, КПП:781101001, ОГРН: 1177847415877, дата присвоения ОГРН 26.12.2017 года), его генерального директора и учредителя "_____" (ИНН: "_____"), в связи с односторонним отказом государственного заказчика от исполнения государственного контракта N 171-22 от 20.12.2022 года, заключенного с единственным поставщиком "Корректировка объекта "Детский сад на 160 мест в с. Дурген Тандинского кожууна Республики Тыва" включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председательствующий Комиссии "_____"
Члены Комиссии "_____"
"_____"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
03.02.2024 |
06.02.2024 |
02.02.2024 |
0 |
02.02.2024 |
09.02.2024 |
08.02.2024 |
0 |
13.02.2024 |
13.02.2024 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 13 февраля 2024 г. N 017/06/104-4/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024