Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
_ -, действующей на основании доверенности б/н от 15.02.2024 года (со сроком действия по 31.12.2024 года (включительно);
Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" -, действующей на основании доверенности N34 от 13.02.2024 года (со сроком действия до 31.12.2024 года (включительно));, действующей на основании доверенности N161 от 29.12.2023 года (со сроком действия до 31.12.2024 года (включительно)), участвующих в заседании Комиссии 16.02.2024 года;
19 февраля 2024 года рассмотрев обращение Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Муниципального бюджетного учреждения городского поселения на основании приказа Мордовского УФАС России N1/24 от 09.01.2024 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 12 февраля 2024 года поступило обращение Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении в связи с принятием Учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N11-2023 от 01.12.2023 года на оказание услуг по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Мордовия (Путепровод через ж/д по ул. Беднодемьяновская в г. Рузаевка), заключенного с государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" (далее - Контракт).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении письмом от 13.02.2024 года NЕГ/577/24 назначено к рассмотрению на 16 февраля 2024 года на 15 часов 00 минут. В заседании Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 19.02.2024 года.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - _ и его руководителе в реестр недобросовестных поставщиков (вх.N697/24 от 12.02.2024 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-64/2024, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202400109157000026).
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения Контракта и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
01.12.2023 года Заказчиком с (далее - Исполнитель) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен государственный контракт N11-2023 на оказание услуг по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Мордовия (Путепровод через ж/д по ул. Беднодемьяновская в г. Рузаевка) на сумму 565 010,66 рублей.
Согласно пункта 1.3 Контракта перечень услуг по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия отражены в Описании объекта закупки (приложение N1) и приложениях к нему. Исполнитель оказывает услуги по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия в соответствии с приложением 2, 3, 4 и 5 к Описанию закупки и порядком, установленным в описании объекта закупки.
Заказчик берет на себя обязательства принять качественно оказанные услуги и оплатить их в соответствии с условиями Контракта (пункт 1.4 Контракта).
Календарные сроки оказания услуг закреплены сторонами в пункте 5.1 Контракта. Согласно которому начало оказания услуг - с даты заключения контракта; окончание оказания услуг по 31.07.2024 года.
Заказчик производит оплату в безналичной форме за фактически оказанные услуги в отсутствии у Заказчика претензий, замечаний по количеству и качеству оказанных услуг, подписания сторонами документа о приемке оказанных услуг в течение десяти рабочих дней за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации (пункт 4.3 Контракта).
Согласно пункту 6.1.7 Контракта для оперативного принятия мер по предупреждению или ликвидации последствий нештатных ситуаций (обильные снегопады, резкие переходы температуры воздуха через нулевую отметку, паводковые воды и т.п.) в целях обеспечения нормального содержания автомобильных дорог, закрепленных за Исполнителем, он обязан:
- организовать в осенне-зимне-весенний период ежедневное круглосуточное дежурство снегоуборочной и другой необходимой техники;
- организовать в летний период круглосуточное дежурство ремонтных бригад в праздничные дни;
- принять необходимые меры, организовать дежурство ИТР в зимний период, в период весеннего паводка и чрезвычайных происшествий.
Отсутствие тяжелой техники в составе технического парка Исполнителя, необходимого для предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не освобождает Исполнителя от принятия мер по приведению объекта в состояние, обеспечивающее безопасное и бесперебойное движение транспортных средств.
В силу пункта 13.1 Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 13.10 Контракта).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно части 4 статьи 450 ГК РФ сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу части 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Часть 2 статьи 451 ГК РФ предусматривает, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Из представленных в адрес Мордовского УФАС России документов и устных пояснений представителя, данных в ходе заседания Комиссии Мордовского УФАС России, следует, что с момента заключения Контракта Учреждением выполнялись предусмотренные Контрактом работы (акт о приемке оказанных услуг N1.1 от 09.01.2024 года (отчетные период с 01.12.2023 года по 31.12.2023 года) на сумму 79 542, 19 рубля). Между тем 25.01.2024 года Учреждением в адрес Заказчика направлено уведомление (исх.N17) об одностороннем отказе от исполнении Контракта в соответствии со статьей 451 ГК РФ, в котором _ сообщило, что в связи с изменением погодных условий в январе 2024 года (обильные снегопады, метели, температурные скачки, приводящие к обледенению конструкций ОТИ) исполнение условий контракта ввиду отсутствия достаточного количества единиц специальной техники, по причине выхода ее из строя; отсутствия достаточного количества рабочих для выполнения работ по содержанию путепровода; отсутствия квалифицированных специалистов, осуществляющих работы по проведению внешнего визуального осмотра зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (моста) и критического элемента ОТИ, не представляется возможным.
В части 20.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);
2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Решение об одностороннем расторжении Контракта, изложенное в письмо от 25.01.2024 года (исх.N17), получено Заказчиком 01.02.2024 года (оттиск штампа входящей корреспонденции N368). При этом в срок, предусмотренный частью 22 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 01.12.2023 года Исполнителем не отменено.
Согласно части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России 12.02.2024 года.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. При этом, в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Как указывалось выше, спорный Контракт заключен Заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, следовательно, на основании статьи 103 Закона о контрактной системе информация о данном Контракте размещению в реестре контрактов в единой информационной системе не подлежит.
Представители Заказчика, участвующие в рассмотрении настоящего дела, указав, что государственным бюджетным учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" не допущено существенных нарушений условий Контракта от 01.12.2023 года, оставили вопрос включения информации о на усмотрение Комиссии Мордовского УФАС России.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных документов, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
При этом участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Материалами дела подтверждено, что не исполнило надлежащим образом принятые на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Мордовия (Путепровод через ж/д по ул. Беднодемьяновская в г. Рузаевка) на что вправе был рассчитывать при заключении контракта Заказчик.
Заключая контракт, Исполнитель должен был учесть все возможные варианты развития событий, предвидеть наступление предпринимательских рисков. как профессиональный участник рынка при должной степени заботливости и осмотрительности должен был учесть при заключении контракта оказанию услуг по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах с учетом периода его исполнения погодные условия.
Исполнитель, вступая с Заказчиком в договорные отношения по оказанию услуг, не мог исключать вероятность наступления любых хозяйственных рисков, сопряженных с выполнением предусмотренных Контрактом работ.
Из анализа пункта 2 статьи 451 ГК РФ следует, что существенно изменившиеся обстоятельства могут являться основанием для изменения договора в судебном порядке только в том случае, если они вызваны причинами, которые Учреждение не могло преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру контракта и условиям оборота, и юридическое лицо не несет риск изменения указанных обстоятельств.
Вместе с тем изложенные Учреждением обстоятельства не являются существенно изменившимися обстоятельствами по смыслу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом случае риск несет именно Исполнитель, осуществляющий профессиональную деятельность, то есть
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении при исполнении контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для Заказчика, выразившимся в срыве государственного контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России принимая во внимание характер допущенного Исполнения нарушения условий контракта (выраженного в нарушении срока исполнения Контракта), непредставление неопровержимых и безусловных доказательств невозможности оказания услуг, предусмотренных Контрактом; отсутствие надлежащего конструктивного взаимодействия с Заказчиком, направленного на урегулирование вопросов исполнения контракта; а также учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), приходит к выводу о необходимости применения данной меры ответственности в отношении и его руководителе.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт недобросовестного поведения Исполнителя, выразившийся в неисполнении взятых на себя обязательств, что, по мнению Комиссии Мордовского УФАС России, является основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" в отношении _., включить в Реестр сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 результативной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 19 февраля 2024 г. N 013/06/104-64/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024