Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС, Комиссия Управления) в составе:
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления,
Егорова А.А. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии,
Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
рассмотрев жалобу ИП Воробьева А.В. (далее - Заявитель) на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Обустройство детских и спортивных площадок в Сокольском муниципальном округе по адресу: г.Сокол, ул. Шатенево 43, ул. Советская 111а, ул. Советская 95", извещение N 0130600036224000002, Заказчик - Территориальный орган Администрации Сокольского муниципального округа (далее - Заказчик), без участия представителей Заявителя и Заказчика (о дате и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом, ссылка на ВКС направлена)
УСТАНОВИЛА:
11.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба Заявителя на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Обустройство детских и спортивных площадок в Сокольском муниципальном округе по адресу: г.Сокол, ул. Шатенево 43, ул. Советская 111а, ул. Советская 95", извещение N 0130600036224000002 (далее - аукцион, закупка), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указывает на отсутствие дополнительных требований к участникам, что, по его мнению, противоречит требованиям ст. 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком предоставлены возражения на жалобу, где он признает нарушение требований ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.
02.02.2024 в ЕИС размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 02.02.2024 N0130600036224000002".
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 718 888,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок: |
12.02.2024 в 08:00. |
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Аукцион проводится в соответствии с требованиями ст. 49 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта. В случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Такие дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Целью установления таких дополнительных требований является выявление наиболее опытных участников закупок.
Заказчик, рассматривая вопрос об установлении дополнительных требований к участникам закупки, должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и исходить из сформированного объекта закупки, в том числе учитывая вид работ, услуг, тип объекта, а также начальную (максимальную) цену контракта.
Предмет закупки - обустройство детских и спортивных площадок.
В подпунктах 36 - 38 ст. 1 ГрК РФ указано, что благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр) (далее - СП 82.13330.2016) под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. Элементы благоустройства территории - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
Согласно п. 4.2 СП 82.13330.2016 Правила настоящего свода правил должны соблюдаться при проектировании, производстве и приемке: работ по благоустройству территории; работ с растительным грунтом; работ по устройству проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, наружных лестниц и пандусов, подпорных стен, откосов, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений, элементов инженерных коммуникаций; работ по оборудованию мест отдыха и озеленения; мероприятий по повышению микроклиматического комфорта территории.
Исходя из вышеуказанного, предмет закупки относится к благоустройству территории.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) превышает 5 000 000 (Пять миллионов) рублей.
Таким образом, исходя из требований законодательства при проведении рассматриваемого аукциона к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с п. 9 Постановления N 2571.
В то же время, согласно извещению о закупке к участникам установлены следующие требования:
"Преимущества. Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15.0%
Требования к участникам
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч.1 ст.31 Закона N 44-ФЗ
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Ограничения.
1.Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ".
Таким образом, Комиссией УФАС установлено нарушение требований ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой при проведении аукциона выявлены следующие нарушения.
1. Согласно ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В составе извещения о рассматриваемой закупке Заказчиком размещены следующие электронные документы:
Обоснование НМЦК,
Проект контракта,
Описание объекта закупки,
Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению,
Заказчиком при размещении извещения о закупке выбран ОКПД2 42.99.22.110 "Работы строительные по строительству конструкций и плоскостных сооружений стадионов и прочих площадок для спортивных игр на открытом воздухе, таких как футбол, бейсбол, регби, легкая атлетика, автомобильные гонки, велосипедные гонки и скачки".
Согласно распоряжению от 16.01.2024 N 8 закупка проводится на выполнение работ по обустройству детских и спортивных площадок.
Согласно ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является, в том числе, проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Исходя из комплексного толкования положений ст.33 Закона о контрактной системе указание на срок выполнения работ является неотъемлемой частью описания объекта закупки и существенным условием контракта.
В Описании объекта закупки (далее - Техническое задание), размещенном в составе извещения, срок выполнения работ - с даты заключения контракта до 01.07.2024.
Одним из требований к устанавливаемому в ходе выполнения работ оборудованию указан год выпуска - "не ранее 2024". При этом предметом закупки не является изготовление и поставка такого оборудования.
При условии обычного хода проведения закупки контракт может быть заключен 26.02.2024 г.
При условии, что используемое при выполнении работ оборудование является новым и отвечает требованиям безопасности, действующим на момент выполнения работ по контракту требование о годе выпуска не ранее 2024 года является избыточным и необоснованным.
Предметом контракта является не поставка товара, а выполнение работ по благоустройству. Тем не менее, в составе Технического задания имеются таблицы "Показатели, поставляемого оборудования" и "Описание поставляемого товара". При этом вышеуказанные таблицы не являются идентичными.
Кроме того, в данной части Техническое задание не соответствует информации об объекте закупки в структурированном виде, сформированном с использованием ЕИС.
При наличии в Техническом задании требования о производстве работ с применением материалов, отвечающих требованиям действующего законодательства и допускаемых к использованию на территории РФ, и о предоставлении Заказчику сертификатов на применяемые материалы, отсутствует перечень таких материалов.
Кроме того, в Техническом задании отсутствует перечень работ, при производстве которых должны быть использованы материалы (оборудование к материалам не относится по определению).
Отсутствует так же общий перечень работ, которые должен выполнить Подрядчик в рамках исполнения контракта. При этом в Техническом задании указано на необходимость присутствия представителя Заказчика при производстве скрытых работ.
Проект контракта содержит приложение "График выполнения работ" с графой "Вид выполняемых работ".
Кроме того, п.4 Технического задания Заказчиком поименован "Требования к работам", а фактически указаны требования, которым должно соответствовать оборудование. При этом отсутствует указание на необходимость соблюдения СП 82.13330.2016, регламентирующий проведение работ по благоустройству.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ст.ст. 7 и 33 Закона о контрактной системе.
2. В электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению", размещенном в составе извещения об аукционе, содержится требование о предоставлении в составе заявки конкретных характеристик товара, предлагаемого к поставке.
В то же время предметом контракта является выполнение работ с использованием игрового оборудования, а не поставка товара.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Требования к контракту установлены в ст.34 Закона о контрактной системе.
Контракт по результатам закупки заключается на условиях, указанных в извещении о закупке.
В соответствии с п. 2.3.15. проекта контракта, размещенного в составе извещения об аукционе, Подрядчик обязан:
"Передать Заказчику сертификаты на используемые материалы, оборудование, сертификат качества на выполненные работы и иные необходимые документы".
В то же время Техническим заданием не предусмотрена сертификация качества выполненных работ. Обоснование данного требования так же отсутствует.
Заказчиком нарушены требования ст. ст. 7 и 34 Закона о контрактной системе.
Проект контракта не содержит приложений, содержащих характеристики оборудования, устанавливаемого в рамках выполнения работ.
Проект контракта является договором подряда, а не договором поставки оборудования с монтажом.
В то же время НМЦК определена с применением метода сопоставимых рыночных цен (электронный файл "Обоснование НМЦК"), что не соответствует предмету контракта.
Кроме того, в п. 3.4 проекта контракта указано, что цена контракта "включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту.".
При этом только одно из коммерческих предложений, на основании которых рассчитана НМЦК содержит указание на то, что предложенная цена включает "изготовление оборудования и проведение строительно-монтажных работ, погрузочные работы, доставку оборудования_" и иные расходы, связанные с выполнением работ по контракту.
Два других коммерческих предложения содержат следующие формулировки: "Срок изготовления заказа_. В стоимость оборудования включена доставка и монтаж".
С учетом вышеуказанного, только одно коммерческое предложение соответствует предмету закупки и Техническому заданию, что противоречит требованиям ст. 22 Закона о контрактной системе.
С учетом выявленных нарушений Комиссия УФАС пришла к выводу о необходимости выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Воробьева А.В. обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ст.ст. 7, 31, 33, 34, 42, 43, 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
4. Передать материалы дела в орган финансового контроля для проверки в рамках полномочий в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе.
5. Материалы дела передать ответственному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц в административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии подпись
Члены комиссии: подпись
подпись |
Е.Н. Предтеченская
А.А. Егорова
Ю.Н. Кузнецова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 15 февраля 2024 г. N 035/06/31-113/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024