Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУ "Объединение подростково-молодежных клубов центрального района "Перспектива" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
Администрация Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
ООО "Удача" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 3289-ЭП/24 от 09.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку звукового оборудования (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002724000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 858 025,00 рублей.
В жалобе ООО "Удача" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Предметом закупки является поставка звукового оборудования.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик в техническом задании конкретно указал фирменные наименования.
Описание объекта закупки по позиции 6 содержит следующую информацию:
Представители Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснили следующее.
При формировании информации об объекте закупки Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2023 г. по делу N А21-8526/2022.).
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о закупке должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам и т.д. товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
В приложении N 1 к извещению о закупке содержатся технические характеристики товара, подлежащего поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям и потребностям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик является единственным в районе учреждением молодежной политики и в рамках своей уставной деятельности обеспечивает звуковое сопровождение социально значимых, праздничных и памятных массовых мероприятий с участием профессиональных артистов.
Так только в 2023 году учреждение обеспечивало звуковым сопровождением такие военно-патриотические мероприятия как: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Международный день защиты детей, Пушкинский день России, День рождения Петра Первого, День России, День памяти и скорби, День молодежи, День семьи, любви и верности, День Государственного флага Российской Федерации, военно-прикладное многоборье "Кубок Великой Победы", городская музыкально-патриотическая акция "Народный Хор Победы", Фестиваль национальных видов спорта, Праздник в честь 220-летия пожарной охраны МЧС РФ, Фестиваль ГТО, День сотрудника органов внутренних дел в ДК Полиции и т.д.
Так, учитывая специфику деятельности учреждения, а также с учетом уже закупленного Заказчиком оборудования, требуется приобрести оборудование функционально и технологически совместимое между собой.
Заявитель в своей жалобе ссылается на неправомерное установление по позиции N 6 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки такой характеристики товара, как "Совместимость" со следующими значениями: с dLive S Class и dLive C Class, подключение до 6 модулей D 168 к системе dLive - 96 входов/48 выходов.
Характеристики товара установлены Заказчиком в соответствии со справочником КТРУ в соответствии с Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правилами использования КТРУ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145.
Если проводится закупка товаров, которые отсутствуют в каталоге, то описание товара осуществляется с учётом требований ст. 33 Закона о контрактной системе и использованием справочника (ОКПД2) ОК 034-2014.
Так по позиции N 6 (Мобильный модуль расширения) Приложения N 1 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены необходимые характеристики и использован код ОКПД2, в связи с отсутствием товарной позиции в справочнике КТРУ.
Между тем следует отметить, что Заказчиком в рамках проведения электронного аукциона закупается целый комплекс оборудования для звукового сопровождения, куда входят акустические системы, усилители звука и сигнала, микрофон, радиосистема и цифровой микшерный пульт. Оборудование закупается согласно утвержденной Адресной программе за счет средств учреждения, выделенных в рамках дополнительного финансирования в соответствии с законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Так основой комплекса является цифровой микшерный пульт (позиция N 5 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки), технические характеристики которого установлены строго в соответствии со справочником КТРУ. Для корректной работы пульта оборудование должно быть полностью технологически совместимо с закупаемым к нему мобильным модулем расширения (соответственно позиция N 6 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки).
Цифровой микшерный пульт предназначен для сведения звуковых сигналов: суммирования нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт используют при звукозаписи, сведении и концертном звукоусилении, а мобильный модуль расширения - это интерфейсное устройство, используемое в звукоусилении, а также в студиях звукозаписи для возможности подключения дополнительного оборудования к микшерному пульту. Он обеспечивает центральное расположение для подключения микрофонов, инструментов и динамиков к многожильному кабелю, что позволяет звукозаписывающему бюро находиться дальше от сцены и упрощает настройку всего оборудования.
Цифровой микшерный пульт и мобильный модуль расширения, оборудование функционально и технологически взаимосвязанное, т.к. должны быть совместимы разъемы и микшерная система, в связи с чем Заказчиком и было установлено соответствующее значение характеристики по пункту "Совместимость": с dLive S Class и dLive C Class, подключение до 6 модулей D 168 к системе dLive - 96 входов/48 выходов.
Факт установления Заказчиком по отдельным позициям в техническом задании характеристик товаров, под которые по отдельным позициям подпадает только продукция единственной компании, сам по себе не свидетельствует об ограничении доступа к участию в закупке.
Потребность Заказчика исходит изнутри организации и не зависит от количества товаров, соответствующих такой потребности. Наличие же нескольких аналогов, подходящих под описание объекта закупки, - факт, полученный по итогам внешнего исследования рынка, а не потребности Заказчика.
Любой участник закупки может закупить такие товары у иных участников рынка. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют требованиям Заказчика, документацией не ограничены, а отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми Заказчику характеристиками не свидетельствует о том, что Заказчик ограничил число участников закупки.
Кроме того, количество импортеров и поставщиков данного товара никак не ограничено, особенно в рамках параллельного импорта в случае закупки иностранной продукции в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2022 N 213-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Закупка модуля расширения и цифрового микшерного пульта одного производителя, обеспечивает стабильную и качественную работу всех товарных позиций звукового оборудования необходимого к поставке, как единого комплекса.
Приобретение более дешевых аналогов не отвечает целям осуществления закупки и принципу эффективного расходования бюджетных средств, а также может повлечь за собой выход из строя всего необходимого к закупке оборудования.
Кроме того, ранее Заказчиком был приобретен аудиоинтерфейс MOTU828 mk3 Hibrid, работа которого также должна быть совместима с закупаемым цифровым микшерным пультом и мобильным модулем расширения. Коммутация, имеющаяся в наличии у аудиоинтерфейса позволяет совместить работу оборудования, подлежащее к поставке и приобретенного ранее.
Также следует отметить, что в соответствии с п. 1 Обзора судебной практики от 28 июня 2017 г. Верховный Суд Российской Федерации отметил возможность указания в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара. Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, такие указания не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, наличие специфики использования товара, в силу которой потребности Заказчика соответствует продукция только одного конкретного производителя, является ключевым фактором, позволяющим считать неизбежно возникающее в этом случае ограничение конкуренции обоснованным.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Ознакомившись с пояснениями Заказчика, содержанием извещения, Комиссия УФАС считает данный довод необоснованным.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не обеспечил присутствие представителя, не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов. Доказательств обратного сказанному представителями Заказчика, Заявителем, соответственно, не приведено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 33, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Удача" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 февраля 2024 г. N 44-575/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024