Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 8" (далее - Заказчик):
ИП Максимова Ильи Викторовича (далее - Участник, Подрядчик, ИП Максимов И.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34796-ЭП/23 от 28.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту фасада здания по адресу: Искровский пр., д. 33, лит. Ю (извещение N 0372200103022000154),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту фасада здания по адресу: Искровский пр., д. 33, лит. Ю (извещение N 0372200103022000154) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 390 547,82 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Максимов И.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Максимовым И.В. заключен государственный контракт N 0372200103022000154-01 от 25.01.2023 (далее - Контракт) на сумму 246 045,06 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ и ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе и потребовать возмещения причиненных убытков в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта:
- Подрядчик не приступил к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным;
- если отступления в выполняемых работах от условий Контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми;
- если по результатам экспертизы выполненных работ, отдельного этапа работ в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, действующих строительных норм и правил.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Максимовым И.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Подрядчик обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту фасада здания по адресу: Искровский пр., д. 33, лит. Ю (далее - Работы) в установленный Контрактом срок.
В соответствии с п. 3.2 Контракта:
Начало выполнения Работ с момента подписания сторонами Контракта акта передачи объекта для выполнения работ.
Акт передачи объекта для выполнения работ должен быть подписан сторонами Контракта в течении семи рабочих дней после подписания Контракта.
- Подготовка и разработка проектно-сметной документации - до "45" календарных дней, в том числе выполнение инженерных изысканий (обследование и обмеры).
- Процедура согласования и получение необходимых разрешений - до "60" рабочих дней.
- Проведения государственной экспертизы проектной (сметной) документации - до "42" рабочих дней.
- Окончание выполнения работ - не позднее "140" (сто сорок) рабочих дней.
Акт передачи объекта в работу был подписан 01.02.2023. Таким образом, дата окончания выполнения Работ по акту передачи объекта в работу - 24.08.2023.
В адрес Подрядчика неоднократно направлялись претензионные письма с требованиями выполнить Работы (уведомления исх. N 2120 от 18.08.2023, Претензия исх. N 3188 от 28.08.2023, Претензия исх. N 3360 от 14.09.2023, Претензия исх. N 3513 от 02.10.2023, Претензия исх. N 3839 от 27.10.2023, Претензия исх. N 4197 от 28.11.2023), предусмотренные настоящим Контрактом, в полном объеме, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с требованиями соответствующих нормативно-правовых актов, техническим заданием и иными исходными данными, не допуская выполнения объемов работ сверх лимитов их финансирования, установленных настоящим Контрактом. Однако ответы от Подрядчика получены не были.
По состоянию на 13.12.2023 Работы не были выполнены, что вело к срыву неисполнения бюджетных ассигнований.
В связи с вышеизложенным на основании ч. 2 ст. 407 ГК РФ и ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Максимовым И.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, считает его незаконным и необоснованным по следующим причинам.
20.07.2023 в связи с отказом в приемке документации при личном визите Подрядчик был вынуждены почтой России направить Заказчику полный комплект проектно-сметной документации и разместить информацию в ЕИС о завершении Работ.
27.07.2023 Заказчик сформировал уточнение в ЕИС о необходимости уточнить наименование объекта и требовал экспертизы сметной стоимости в СПб ГАУ "ЦГЭ".
31.10.2023 СПб ГАУ "ЦГЭ" исх. N 848-23 проинформировала Заказчика об отсутствии необходимости проведения экспертизы.
В представленной документации отсутствовали документы, подтверждающие необходимость проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, не превышающей 10 млн рублей.
31.10.2023 Подрядчик повторно сформировал в ЕИС документ о приемке.
01.11.2023 Заказчик отказал в приемке документов, ссылаясь на отсутствие сметной экспертизы, предусмотренной Контрактом.
В соответствии с п. 6.7 Контракта в ходе приемки результатов выполненных Работ в части их соответствия условиям Контракта Заказчик вправе провести экспертизу с привлечением сторонней организации, в таком случае приемка выполненных Работ продлевается на время проведения экспертизы.
18.12.2023 СПб ГАУ "ЦГЭ" направило в адрес Заказчика договор и счет с требованием подписать договор и оплатить счет.
Заказчик отказался от исполнения своих обязательств в части заключения и оплаты договора с СПб ГАУ "ЦГЭ".
В соответствие со ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Максимова И.В. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что в действиях Подрядчика отсутствуют признаки недобросовестности,
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Подрядчиком совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ИП Максимова И.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Максимова Ильи Викторовича (ИНН: 781698793830), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 января 2024 г. N РНП-78-58/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024