Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ СОН "ЦФКСиЗ Курортного района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "РД - СТРОЙКОНСАЛТ" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 300/24 от 10.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту и оснащению оборудованием внутридворовых спортивных площадок (извещение N 0172200000623000118),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Курортного района Санкт-Петербурга 25.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту и оснащению оборудованием внутридворовых спортивных площадок (извещение N 0172200000623000118) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 15 420 054,14 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "РД - СТРОЙКОНСАЛТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РД - СТРОЙКОНСАЛТ" заключен государственный контракт N 0172200000623000118_039 от 23.05.2023 (далее - Контракт) на сумму 15 235 955,53 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 11.9 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РД - СТРОЙКОНСАЛТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту и оснащению оборудованием внутридворовых спортивных площадок (далее - Работы), а также поставить товар при выполнении таких Работ, информация о которых указана в требуемых характеристиках товара, поставляемого при производстве Работ (Приложение N 5 к Контракту).
Согласно п. 1.1. Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) место выполнения работ: г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, земельный участок 104, Санкт-Петербург, пос. Песочный, Ленинградская ул., участок 1 (западнее дома 70, лит. А), г. Сестрорецк, ул. Токарева, участок 1 (южнее д. 14, лит. А), ул. Володарского, участок 1 (южнее дома 7а, лит. А).
В соответствии с п. 4.1.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить работы и поставить товар в порядке, объеме, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 3.1 Контракта работы выполняются единовременно в соответствии с условиями контракта. Объем выполняемых работ и поставляемого товара определяется на основании контракта. Частичное выполнение работ и частичная поставка товара не допускается.
В соответствии с п. 3.1. Контракта начало выполнения работ и поставки товара с момента получения Заказчиком ордера ГАТИ и его регистрации во всех заинтересованных инстанциях, не позднее трех рабочих дней Заказчиком, Подрядчиком и ответственным представителем СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Курортного района Санкт-Петербурга", согласовывается Акт передачи объекта для выполнения работ. Окончание выполнения работ и поставка товара осуществляется Подрядчиком в срок по 31.08.2023.
В соответствии п. 3.3 Контракта не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента завершения выполнения работ и поставки товара Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в подпунктах "а" - "ж" п. 1 ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.12 Контракта датой приемки выполненных работ (их результатов) и поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе в сфере закупок документа о приемке, подписанного Заказчиком. Подписание со стороны Заказчика документа о приемке подтверждает исполнение обязательств Подрядчика, предусмотренных Контрактом.
18.08.2023 Подрядчиком размещены в ЕИС документы о приемке Работ по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Песочный, Ленинградская ул., участок 1 (западнее дома 70, лит. А). Воспользовавшись своим правом, предусмотренным п. 3.8.1 Контракта, Заказчик частично принял и оплатил Работы по Контракту на сумму 1 847 157,68 рублей (Акт о приемке выполненных работ N 1 от 18.08.2023).
06.12.2023 Подрядчиком размещены в ЕИС документы о приемке Работ по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, земельный участок 104, г. Сестрорецк, ул. Токарева, участок 1 (южнее д. 14, лит. А), ул. Володарского, участок 1 (южнее дома 7а, лит. А).
Заказчик установил, что объем выполненных Работ в представленных Подрядчиком документах о приемке не соответствуют условиям Контракта, предусмотренных п. 1.1, п. 1.2, п. 3.1, п. 4.1.1 Контракта.
В соответствии с п. 3.8.1 Контракта Заказчик воспользовался своим правом и принял фактически выполненные Работы по Контракту по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, земельный участок 104 (Акт о приемке выполненных работ N 4 от 06.12.2023), г. Сестрорецк, ул. Токарева, участок 1 (южнее д. 14, лит. А) (Акт о приемке выполненных работ N 3 от 06.12.2023), ул. Володарского, участок 1 (южнее дома 7а, лит. А) (Акт о приемке выполненных работ N 2 от 06.12.2023) на общую сумму 12 130 405,79 рублей, в том числе НДС 2 021 734,30 рублей.
В ходе исполнения обязательств по Контракту в связи с нарушением условий Контракта Заказчиком в адрес Подрядчика были направлены путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок претензии (исх. N 381/23 от 07.09.2023; исх. N 418/23 от 20.09.2023, исх. N 448/23 от 28.09.2023; исх. N 503/23 от13.11.2023; исх. N 551/23 от 08.12.2023) (далее - Претензии), согласно которым Заказчик требовал от Подрядчика в определенные сроки надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, включая предоставление документов, относящихся к предмету Контракта, а так же уплату неустойки (пени, штрафы).
20.12.2023 в адрес Заказчика от Подрядчика поступил ответ на претензию (исх. N 89 от 20.12.2023). В своем ответе Подрядчик признал нарушение обязательств по Контракту в части сроков выполнения Работ.
Порядок, сроки и условия приемки работ, поставленных товаров осуществляется в порядке и условиях, предусмотренных разделом 3 Контракта.
Срок выполнения Работ и поставки товара определен 31.08.2023 (п. 3.1 Контракта) Контрактом не предусмотрены отдельные этапы исполнения.
По состоянию на 25.12.2023 Работы по Контракту в объеме, предусмотренном п. 1.1, п. 1.2., п. 1.3 Контракта, Подрядчиком выполнены не были, просрочка исполнения обязательств Подрядчика по Контракту составила 116 (сто шестнадцать) дней и является существенной.
Указанные выше обстоятельства подтверждают факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по выполнению Работ по Контракту в части объема выполненных Работ и поставке товара, а также нарушения срока окончания выполнения Работ и поставки товара, то есть нарушение Подрядчиком существенных условий Контракта.
Нарушения Подрядчиком существенных условий Контракта являются непреодолимыми и неустранимыми в разумный срок и объективно лишают Заказчика того, на что он вправе был рассчитывать при заключении контракта.
Заказчиком в претензиях был назначен разумный срок для устранения недостатков, однако Подрядчиком в назначенный срок требование не выполнено, что привело к утрате интереса Заказчика к исполнению обязательства вследствие существенной просрочки исполнения со стороны Подрядчика, повлекшей утрату потребительской ценности для Заказчика, и недостижения, предусмотренного Контрактом результата Работ.
На основании изложенного и в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 4.4.7, 11.9 Контракта Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "РД - СТРОЙКОНСАЛТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что Подрядчик выполнил Работы в необходимом объеме, а именно:
1. Объект строительства г. Санкт-Петербург, п. Песочный, Ленинградская ул., участок 1 (западнее дома 70, лит. А) - Работы выполнены и оплачены Заказчиком в соответствии с п. с 3.8.1 Контракта. Работы выполнены в меньшем объеме в связи с неправильным расчетом Заказчиком площади покрытия, подлежащего замене. Объект принят в эксплуатацию.
Указанное также подтверждается фотографией, указывающей на полную замену резинового покрытия на спортивной площадке. Снижение стоимости Работ произошло из-за неправильного расчета Заказчиком объемов и, как следствие, стоимости Работ, указанной в Контракте. Объект принят в эксплуатацию.
2. Объект строительства г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, земельный участок 104 - Работы выполнены в полном объеме. Указанное также подтверждается фотографией, указывающей на полное выполнение обязательств по Контракту. Снижение стоимости произошло из-за неправильного расчета Заказчиком объемов и, как следствие, стоимости Работ, указанных в Контракте. Объект принят в эксплуатацию.
3. Объект строительства г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Токарева, участок 1, (южнее дома 14, лит. А) - Работы выполнены в полном объеме. Объект принят в эксплуатацию.
4. Объект строительства г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Володарского, участок 1 (южнее дома 7а, лит. А) - Работы выполнены в полном объеме.
Работы на объекте закончены 08.11.2023. Объект введен в эксплуатацию. Работы оплачены частично. Не оплачена работа по устройству резинового покрытия. Заказчик отказался сообщить Подрядчику причину отказа в приемке и оплате указанных Работ. Подрядчиком ведется работа по подготовке искового заявления в Арбитражный суд, так как, по мнению Подрядчика, Заказчик нарушил п. 3.7 Контракта:
"Для проверки результатов выполненных Работ и поставленного Товара в части соответствия результатов условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов выполненных Работ и поставленного Товара может проводиться Заказчиком своими силами (в том числе путем создания приемочной комиссии), или к ее проведению могут привлекаться эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
По результатам проведенной экспертизы Заказчик составляет заключение об отсутствии или наличии нарушений условий Контракта.
В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения условий Контракта, за исключением условий, касающихся качества и безопасности результатов выполненных Работ и поставленного Товара, не препятствующие приемке выполненных Работ и поставленного Товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Заказчик вправе не отказывать в приемке выполненных Работ и поставленного Товара в случае выявления несоответствия выполненных Работ и поставленного Товара условиям Контракта, за исключением условий, касающихся качества и безопасности результатов выполненных Работ и поставленного Товара, если выявленное несоответствие не препятствует приемке выполненных Работ и поставленного Товара и устранено Подрядчиком.
В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы выполненных Работ и поставленного Товара экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке выполненных Работ и поставленного Товара Заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В случае повторного выявления по результатам экспертизы, предусмотренной настоящим пунктом, нарушений условий Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации".
По мнению Подрядчика, Заказчик неправомерно отказался оплачивать выполненные Работы.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РД - СТРОЙКОНСАЛТ" в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем, представитель Участника обращает внимание на следующие обстоятельства:
1. Все объекты приняты в эксплуатацию.
2. Все Работы выполнены в полном объеме с учетом ошибок, допущенных Заказчиком при расчете объемов и стоимости Работ по Контракту, и позволяют беспрепятственно использованию объекты по целевому назначению.
3. Штрафы и пени уплачены полностью (647 662,3 рубля удержаны Заказчиком из суммы выполненных работ, штраф 5 000,00 рублей оплачен 18.12.2023).
4. Заказчик несколько раз предлагал расторгнуть Контракт по соглашению сторон, но Подрядчик отказался, так как данное обстоятельство может стать препятствием при обращении в судебные инстанции о взыскании неоплаченной суммы выполненных Работ. Расторжение Контракта в одностороннем порядке, по мнению Участника, так же имеет своей целью создать трудности для Подрядчика при обращении в Арбитражный суд.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "РД - СТРОЙКОНСАЛТ" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "РД - СТРОЙКОНСАЛТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РД - СТРОЙКОНСАЛТ" (ИНН: 7801650243), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2024 г. N РНП-78-89/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024