В связи с поступившей от ООО "КАСТ" (вх. N 3183-ЭП/24 от 08.02.2024), информацией, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС), в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), по доверенности;
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик), по доверенности;
АО "ПО "Возрождение" (далее - Заинтересованное лицо), по довереноости;
ООО "КАСТ" (далее - Заявитель), по доверенности;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на ремонтно-реставрационные работы по капитальному ремонту объекта: "Участок набережной Обводного канала от протоки "Французского ковша" до Атаманского моста" (извещение N 0172200002523000608).
Адрес проверяемой организации: 191140034, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещен 29.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта 185 715 167,00 руб.
Заявитель указывает в обращении на неправомерные действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа и Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в обращении.
В ходе рассмотрения действий Уполномоченного органа, Заказчика 15.02.2024 Инспекцией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения в заседании Инспекции УФАС объявлен перерыв, заседание продолжилось 21.02.2024.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Частью 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Частью 11 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 26.01.2024 NПРОII1 заявка двух участников оценены следующим образом:
Номер заявки/ИНЗ: 1 (K-151634) | |
Предложение участника |
Баллы по критерию (показателю), установленному в извещении об осуществлении закупки (без учета значимости / с учетом значимости) |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации | |
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта | |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 3042327210.86 |
100.00/100.00 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 3042327210.86 |
100.00/100.00 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 3042327210.86 |
100.00/100.00 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 3042327210.86 |
100.00/100.00 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 3042327210.86 |
100.00/100.00 |
Итоговая оценка по критерию: 100.00/40.00 б. | |
Заявлено контрактов (договоров): 2. Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров: 3 042 327 210,86 руб. (предельное значение 928 575 835,00 руб.) |
Номер заявки/ИНЗ: 2 (K-151585) | |
Предложение участника |
Баллы по критерию (показателю), установленному в извещении об осуществлении закупки (без учета значимости / с учетом значимости) |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации | |
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта | |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 62875328.89 |
0.00/0.00 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 62875328.89 |
0.00/0.00 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 62875328.89 |
0.00/0.00 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 62875328.89 |
0.00/0.00 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров = 62875328.89 |
0.00/0.00 |
Итоговая оценка по критерию: 0.00/0.00 б. | |
Заявлено контрактов (договоров): 6. Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров: 62 875 328,89 руб. |
Пункт 20 Положения устанавливает, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по формулам.
В соответствии со ст. 32 и п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) Заказчиком в извещении о Закупке установлена в том числе критерий и показатель оценки заявок участников Закупки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
100 |
Значение количества баллов по критерию оценки, присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Законом* оценке по указанному критерию оценки, (БХi) определяется по формуле предусмотренной пунктом 20 Положения**:
где, - 928 575 835,00 рублей; Хi - предложение участника закупки, содержащееся в заявке, подлежащих в соответствии с Законом*оценке по критерию; Хmin - минимальное предложение участника закупки, содержащееся в заявке, подлежащих в соответствии с Законом* оценке по критерию. |
В соответствии с Постановление N 2604 заказчики в том числе вправе установить для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" предельное максимальное значение характеристики .
Постановление N 2604 не содержит норм и порядка определения предельного максимального значения характеристики, и заказчики устанавливают его исходя из своего опыта определения лучших условий исполнения контракта по каждой закупке.
По мнению Заказчика необходимым и достаточным опытом выполнения работы, связанного с предметом контракта, является предельное максимальное значение характеристики в размере пяти начальных (максимальных) цен контракта, что будет являться лучшим условием исполнения контракта при оценке заявок по квалификации по указанной закупке.
Законодатель в постановлении Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" определяет, что соответствующим опытом исполнения контракта является опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке, т.е. учитывается пятилетний опыт участников закупки. Таким образом, предельное максимальное значение характеристики равно выполнению участником закупки объема работ в размере начальной (максимальной) цены контракта в год в течение 5 лет. При таких обстоятельствах малые и средние предприятия будут в равных условиях с крупными предприятиями, при этом неустановление предельного минимального значения характеристики не ограничивает круг участников закупки.
Заявителем в составе своей заявки предоставлено 6 контрактов, наибольшая цена у контракта от 08.09.2020 N N КОУЭ-7/20/44 со стоимостью выполненных работ в размере 62 875 328,89 руб., при этом у второго участника закупки в рамках квалификации предоставлен контракт с наибольшей ценой от 04.05.2017 N CHLW-2 со стоимостью выполненных работ в размере 3 042 327 210,86 руб.
Предложение Заявителя является минимальным из предложенных (Хmin). Согласно формуле, установленной в извещении о Закупке в соответствии с подпунктом "е" пункта 20 раздела IV Постановления N 2604 Заявителю присвоено 0 баллов.
Таким образом, Инспекция УФАС отмечает, что оценивались две заявки, соответственно, наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов у участников различные, таким образом, минимальное значение было оценено в ноль баллов.
При установленных обстоятельствах Инспекция УФАС приходит к выводу, что в оспариваемой части единые требования к участникам закупки соответствуют положениям законодательства о контрактной системе, следовательно, доводы обращения не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем не представлено.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать в действиях конкурсной комиссии Уполномоченного органа и Заказчика отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 февраля 2024 г. N 11-53/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024