Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Вента" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 863-ЭП/24 от 15.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий (извещение N 0372200262223000106),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0372200262223000106) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 461 222,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признано ООО "Вента".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Вента" заключен государственный контракт N 0372200262223000106 от 17.04.2023 на сумму 1 461 222,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13-19, 21-23, 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Вента".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить медицинские изделия (далее - Товар).
Согласно 5.1. Контракта поставка Товара осуществляется с момента подписания Контракта партиями в течение 10 календарных дней после получения заявки на поставку от Заказчика.
В ходе исполнения Контракта Заказчиком направлена заявка от 04.08.2023 N 01-09/140. Следовательно, Товар по заявке должен быть поставлен не позднее 14.08.2023.
В нарушение условий Контракта поставка части Товара по заявке Поставщиком не произведена. Товар по позициям заявки N 2 "Кабели коаксильные, вариант исполнения: 203СХ Товарный знак: Medtronic" и N 5 "Устройства для настройки и программирования кардиостимулятора: аналоговые/входные кабели программатора (2292) Товарный знак: Medtronic" на общую сумму 362 880,00 рублей не произведена.
В адрес Поставщика была направлена претензия от 18.12.2023 N 01-14/2883 с требованием об оплате штрафа и необходимости поставки Товара.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
04.08.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку Товара, а именно поставить: Консоль эндокардиальной криоабляции: принадлежности: Кабели коаксильные, вариант исполнения: 203СХ, Товарный знак: Medtronic, страна происхождения Соединенные Штаты Америки и Устройства для настройки и программирования кардиостимулятора: аналоговые/входные кабели программатора (2292) Товарный знак: Medtronic, страна происхождения Соединенные Штаты Америки.
04.08.2023 в ответ на Заявку Поставщик направил в адрес Заказчика информационное письмо о задержке поставки Товара с перечнем обстоятельств и причин, повлёкших невозможность исполнения обязательств в установленный Контрактом срок, приложив письмо производителя - дистрибьютера Medtronic от 14.06.2023 исх.N F9-255, подтверждающего сбой поставок продукции Medtronic в Россию в связи с введением Министерством торговли США 19 мая 2023 мер ограничительного характера (санкций) по экспортному контролю своей продукции.
В результате введённого экспортного контроля осуществить поставку Товара без специальной лицензии от Министерства торговли США невозможно.
Получить указанную лицензию нашему дистрибьютеру до конца 2023 не представлялось возможным, о чем он уведомил Поставщика, а Поставщик в свою очередь информационным письмом от 14.12.2023 N 70 Заказчика.
В ответ 18.12.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию с требование поставить Товар и оплатить сумму штрафа за неисполнение обязательств в части поставки.
19.12.2023 Поставщик оплатил, выставленный Заказчиком штраф за неисполнение обязательств в части поставки, платежное поручение об оплате прилагается.
Представитель Участника отмечает, что Поставщик не смог осуществить свои обязательства в полном объёме в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими на фоне геополитической обстановки и внешнеэкономических обстоятельств (введение санкций), а именно по причине введения 19 мая 2023 года Министерством торговли США экспортного контроля в отношении медицинского оборудования и медицинских изделий, отгружаемых в Россию.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Вента" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Заказчик не настаивал о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Вента", поскольку ООО "Вента" неоднократно являлось исполнителем по контрактам, заключенных с ФГБУ СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница".
При этом, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником был поставлен Товар на сумму 1 098 342,00 рублей из 1 461 222,00 рублей.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Вента" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Вента" (ИНН: 7813211339), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 января 2024 г. N РНП-78-181/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024