Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГКУ "СПб Дом национальностей" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Крона" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 711-ЭП/24 от 12.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту комплексных систем обеспечения безопасности для обеспечения государственных нужд (извещение N 0372200188123000015),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту комплексных систем обеспечения безопасности для обеспечения государственных нужд (извещение N 0372200188123000015) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 160 403,31 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2023 N ИЗК1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признано ООО "Крона".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Крона" заключен государственный контракт N 23000015 от 03.05.2023 на сумму 80 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13-19, 21-23, 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Крона".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту комплексных систем обеспечения безопасности для обеспечения государственных нужд (далее - Услуги).
Согласно условиям Контракта, в части Приложения N1 "Расчет цены контракта" и Приложения N2 "Описание объекта закупки", Исполнитель должен оказать услуги по Демонтажу и монтажу технических элементов, входящих в состав комплексных систем обеспечения безопасности.
Указанные Услуги согласно п. 1.3 Приложения N2 к Контракту, должны осуществляться Исполнителем в течение 5 рабочих дней с момента направления Заказчиком Заявки в адрес Исполнителя.
16.11.2023 в адрес Исполнителя была направлена Заявка на оказание Услуг по монтажу оборудования.
04.12.2023 Исполнителю на вышеуказанный адрес электронной почты было направлено повторное письмо N 1259/23-0-0 с Заявкой.
20.12.2023 Исполнитель разместил в ЕИС документ о приемке N 407.
25.12.2023 Заказчиком был направлен Мотивированный отказ от 25.12.2023 N 1349/23-0-0, в котором установил для Исполнителя срок устранения нарушений - 27.12.2023, поскольку Работы по монтажу оборудования Участником не исполнены
По состоянию на 28.12.2023 к устранению выявленных нарушений Исполнитель не приступал.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Услуги по техническому обслуживанию и ППР КСОБ оказаны в полном объеме, что подтверждается соответствующими исполнительными документами, подписанными сторонами.
Описанием объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) установлено следующее:
"1.3. Работы по демонтажу и монтажу оборудования, входящего в состав КСОБ осуществляются в течение 5 рабочих дней с момента направления заявки государственным заказчиком в адрес исполнителя. Заявка производится в произвольной письменной форме посредством электронной почты.
1.3.1. План работ по демонтажу и монтажу объектов, входящих в состав КСОБ согласовывается исполнителем с государственным заказчиком посредством телефонной связи.
1.3.2. Исполнитель обязан пронумеровать демонтируемое оборудование, указав номер помещения (или иную информацию, позволяющую определить место размещения данного оборудования)".
Необходимость в работах по демонтажу и последующему демонтажу оборудования КСОБ возникла из-за выполнения работ по ремонту и реставрации принадлежащих заказчику помещений, выполняемых ООО "ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА" по контракту от 24.04.2023 N 23000022.
Работы по демонтажу оборудования КСОБ в принадлежащих Заказчику помещений здания по заявке Заказчика были выполнены 15.05.2023, что подтверждается соответствующими актами, подписанным представителями сторон. Демонтированное оборудование было передано на хранение представителю Заказчика.
13.11.2023 при проведении очередного планового ТО инженером ООО "Крона" был составлен акт о фактическом состоянии объекта на предмет его готовности к монтажу оборудования КСОБ.
В акте от 13.11.2023 указаны следующие препятствия к выполнению монтажа оборудования и последующей его пуско-наладке:
"- в рамках проведения общестроительных работ на объекте отсутствует строительная готовность для дальнейшего монтажа оконечного оборудования КСОБ;
- в части помещений производятся строительные работы;
- смонтирована кабельная продукция должна обеспечивать требованиям сертификации огнестойкой кабельной линии (ОКЛ), ГОСТ 31565-2021 "Кабельные изделия, требования пожарной безопасности";
- отсутствует фотофиксация скрытых работ новой кабельной продукции КСОБ, согласно ПУЭ-7 электропроводки разделяются на открытые и скрытые;
- на вновь смонтированной кабельной продукции отсутствуют бирки идентификации кабельной продукции".
Акт от 13.11.2023 в качестве приложения к письму от 05.12.2023 N 392/23, подписанному главным инженером ООО "Крона", был направлен в адрес Заказчика по электронной почте в ответ на письмо Заказчика от 04.12.2023 N 1259/23-0-0, полученное по электронной почте.
В письме от 05.12.2023 N 392/23 ООО "Крона" сообщало Заказчику, что до монтажа оборудования КСОБ необходимо устранить имеющиеся препятствия, для чего выполнить соответствующие работы, в том числе произвести проверку всей новой кабельной продукции; проверить сертификаты соответствия и паспорта смонтированной кабельной трассы; проверить выполненные скрытые работы кабельных трасс с предоставлением акта освидетельствования скрытых работ и фотофиксации.
Дополнительно к письму от 05.12.2023 N 392/23 ООО "Крона" письмом от 29.12.2023 N 431/23 сообщило Заказчику, что силами строительной организации, выполняющей ремонт и реставрацию помещений, был произведен демонтаж старой кабельной продукции и проложены новые кабели и провода системы КСОБ.
Письмом от 29.12.2023 N 431/23 ООО "Крона" сообщило Заказчику о приостановке работ по Контракту от 03.05.2023 N 23000015 в части монтажа оборудования КСОБ до устранения указанных выше препятствий.
Письмом от 29.12.2023 N 431/23 ООО "Крона" гарантировало выполнение работы по монтажу оборудования КСОБ в кратчайшие сроки после устранения Заказчиком препятствий к выполнению этих работ.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Крона" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Крона" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Крона" (ИНН: 7839484193), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 января 2024 г. N РНП-78-161/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024