Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГКУ "УИТС" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ПраймПринт" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 710-ЭП/24 от 12.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для государственных нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200278523000177),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для государственных нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200278523000177) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 12 489 926,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.12.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "ПраймПринт".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПраймПринт" заключен государственный контракт N 0372200278523000177_256695 от 12.12.2023 на сумму 12 489 926,40 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13-19, 21-23, 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.5.5 и 12.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПраймПринт".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить расходные материалы для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - Товар).
В Контракте был указан товарный знак ввиду осуществления закупки расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, а именно "картридж, тип - оригинальный, совместимость - Xerox Phaser 3020, Xerox WorkCentre 3025, Xerox WorkCentre 3025BI, Xerox WorkCentre 3025NI", значения данных характеристик не могли быть изменены участником закупки.
Таким образом, из содержания Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) следует, что Заказчику требуется оригинальная продукция - картриджи для лазерных устройств, оригинальные, совместимые с оборудованием с товарным знаком "Xerox", то есть, предусмотрена поставка исключительно оригинального товара соответствующего товарного знака.
Вместе с тем Поставщиком к поставке был представлен Товар, не соответствующий показателю (характеристике) Товара "Тип - Оригинальный", а именно был поставлен Товар, не являющийся оригинальным.
Нарушение зафиксировано в п. 1 рекламационного акта от 19.12.2023 N 177/1, переданного Поставщику Заказчиком и подписанного Поставщиком в день поставки Товара, а также направленного Поставщику посредством ЕИС, с указанием срока устранения нарушения до 22.12.2023 включительно.
Согласно пункту 6.14 Контракта Поставщик обязан без дополнительной оплаты со стороны Заказчика устранить все обнаруженные нарушения (недостатки) своими силами и за свой счет в сроки, указанные в Рекламационном акте.
В нарушение пункта 6.14 Контракта Поставщик не устранил нарушение, зафиксированное в п. 1 рекламационного акта от 19.12.2023 N 177/1, а именно 21.12.2023 представил к поставке товар, несоответствующий техническим характеристикам, указанным в Приложении N 3 к Контракту.
Нарушение зафиксировано в п. 1 рекламационного акта от 21.12.2023 N 177/2, направленного Поставщику посредством ЕИС, с указанием срока устранения нарушения до 22.12.2023 включительно.
По состоянию на 28.12.2023 поставка "Картриджа 106R02773 для Xerox Phaser 3020, Xerox WorkCentre 3025, Xerox WorkCentre 3025BI, Xerox WorkCentre 3025NI, совместимый" в количестве 1 920 штук не была осуществлена Поставщиком.
Таким образом, в связи с существенным нарушением Поставщиком условий, предусмотренных п.п. 12.11.1 и 12.11.4 п. 12.11 Контракта и на основании пп. 1, 2 ст. 450.1, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, чч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 12.9 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
19.12.2023 Заказчиком Товар был принят в полном объеме, что подтверждается подписанными товарными накладными и актами приема товара.
22.12.2023 Поставщиком направлены документы о приемке посредством функционала ЕИС, однако все документы возвращены, в приемке отказано, несмотря на то, что Товар, предлагаемый к поставке полностью соответствует техническим характеристикам, указанным в Описании объекта закупки (Приложение N 1 и Приложение N 3 к Контракту).
Вместе с тем, представитель Участника отмечает, что на момент принятия Заказчиком Решения об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке, Поставщиком поставка по Контракту выполнена на 100%.
29.12.2023 ООО "ПраймПринт" направлен мотивированный отзыв на данное решение, с просьбой провести экспертизу и оплатить полученный Товар.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПраймПринт" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе исполнения Контракта Участник осуществил поставку Товара, т.е. предпринимал действия для исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ПраймПринт" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПраймПринт" (ИНН: 9710113397), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 января 2024 г. N РНП-78-162/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024