рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "КДКБ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Грейс-Медик" (далее - Поставщик, Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Набор для забора проб газа/мониторинга для дыхательного контура (N изв. 0356500005123000473).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005123000473, Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (Набор для забора проб газа/мониторинга для дыхательного контура. Начальная (максимальная) цена контракта - 116 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 13.02.2024 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 16.02.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
20.11.2023 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 0356500005123000473 на поставку изделий медицинского назначения (Набор для забора проб газа/мониторинга для дыхательного контура) (далее - Контракт). Цена контракта - 33 000,00 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 29.01.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: поставка изделий медицинского назначения (Набор для забора проб газа/мониторинга для дыхательного контура (далее - товар).
1.2. Поставщик обязуется поставить товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.3. Количество, наименование и страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала поставки товара: с даты заключения Контракта (срок начала поставки товара не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания поставки товара: 28.11.2023 г.
1.6. Место поставки товара: 614066, Пермский край, район Индустриальный, г. Пермь, улица Баумана, дом 17.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
7.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.6.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Поставщика является 29.01.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 09.02.2024 г.
Информация об ООО "Грейс-Медик" направлена в адрес Пермского УФАС России 09.02.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ГБУЗ ПК "КДКБ" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
27.11.2023 г., согласно документу о приемке N УТ1846 от 27.11.2023 г., Поставщиком поставлен товар общую сумму 33 000,00 руб.
1. Согласно положениям приложения к извещению под наименованием Техническое задание, характеристика "Разъем" требуемого товара должна иметь значение "со стороны оборудования - для подключения к модулю, регистрирующего CQ2 (Cannoflex)".
Вместе с тем, поставленный товар имеет иной разъём, с помощью которого невозможно подключиться к модулю регистрирующего С02 (Capnoflex), находящегося у Заказчика.
2. Также длина медицинского изделия должна быть 3 м, однако, у Заказчика нет возможности измерить длину поставленного товара, ввиду того, что упаковка товара запаяна, а в приложенной инструкции на изделие нет информации о длине изделия.
3. Поставленные изделия сопровождаются РУ РЗН N 2018/6878 от 16.04.2020 г., выданным на медицинское изделия "Аппарат искусственной вентиляции легких SvnoVent ЕЗ с принадлежностями".
Соответственно, по мнению Заказчика, поставленные изделия не совместимы с оборудованием, находящимся в собственности у ГБУЗ ПК "КДКБ" и не имеют необходимого разъема для подключения к данному оборудованию.
Однако, по Техническому заданию поставленные изделия должны быть совместимы с монитором пациента Carescape В850, имеющимся в собственности у Заказчика.
Поставщик в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
27.11.2023 товар поставлен в полном объеме на сумму 33 000,00 рублей.
06.12.2023 Заказчик составил мотивированный отказ.
Мотивированный отказ по мнению Поставщика является необоснованным в связи со следующим.
1. В Техническом задании установлены следующие требования к разъему: "Со стороны пациента - люэровский штуцерный. Со стороны оборудования - для подключения к модулю, регистрирующего СО2 (Capnoflex)".
Согласно письму производителя, поставленный товар имеет совместимость с оборудованием Заказчика для подключения к модулю, регистрирующего СО2 (Capnoflex)".
2. На основании пункта 3.4. Контракта для проверки поставленного товара Поставщиком в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Таким образом Контрактом допускается проведение любых исследований товара на соответствие положениям Контракта.
В свою очередь, пункт 3.5. Контракта на Поставщика возлагает следующие обязательства: при поставке товара Поставщик предоставляет полный пакет документов на товар, в том числе: документы, подтверждающие качество товара (сертификаты соответствия/декларации о соответствии, выданные органом по сертификации, аккредитованным Росстандартом (для товаров, подлежащих обязательной сертификации); в том числе копию регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Сопроводительные документы, предписанные пунктом 3.5 Контрактом, были предоставлены Заказчиком.
Длина медицинского изделия и факт совместимости медицинского изделия "Аппарат искусственной вентиляции легких SynoVent ЕЗ с принадлежностями" с монитором Carescape В850 подтверждается письмом от поставщика-представителя Shenzhen Mindray Bio-Medical Electronics Co., Ltd. (прилагается к объяснениям).
Вместе с тем, Поставщик также обращает внимание на то, что ООО "Грейс-Медик" решило оказать содействие Заказчику и 14.12.2023 г. в ответ на мотивированный отказ от приемки был предложен товар по регистрационному удостоверению N2 РЗН 2020/12278 (КНР), отвечающий требованиям аукционной документации и оборудованию Заказчика.
В ответ на данное письмо, Заказчик отказал в согласовании замены ссылаясь на отсутствие информации о совместимости с оборудованием, имеющимся у Заказчика.
Однако, Поставщик сообщает, что ООО "Грейс-Медик" предоставило Заказчику письмо от производителя о совместимости товара с оборудованием, имеющимся у Заказчика, так же пояснило, что гарантия производителя на данную продукцию составляет 24 месяца.
Не смотря на вышеуказанные факторы, в ответ на данное письмо Заказчик повторно отказал в согласовании замены.
Вместе с тем, Поставщик также обращает внимание на то, что 31.01.2024 г. Поставщик направил в адрес Заказчика пробный образец предлагаемого к поставке товара, образец получен Заказчиком. В ходе переговоров представители Заказчика подтвердили соответствие образца потребностям Заказчика, однако официально так и не было направлено письма о согласовании поставки.
Кроме того, Поставщиком также предлагалось увеличение количества товара к поставке без увеличения цены контракта.
Поставщик в подтверждение своей позиции предоставил материалы переписки с Заказчиком, документы, подтверждающие закупку товара, необходимого к поставке в соответствии с положениями Контракта, а также письма производителя поставляемого товара.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов пояснений ООО "Грейс-Медик", переписки между Заказчиком и Поставщиком, а также из писем производителя поставляемого товара, предоставленного Обществом, можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Грейс-Медик" исполнило 64 контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что между сторонами возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ООО "Грейс-Медик", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Грейс-Медик" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Грейс-Медик" в реестр недобросовестных поставщиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 февраля 2024 г. N РНП-59-66
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024