рассмотрев обращение (вх.N 2138/24) ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Мовимед" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку насосов инфузионных (изв.N 0356500005123000373),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005123000373 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку насосов инфузионных. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 912 866,58 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 12.02.2024 N 1425/24) рассмотрение обращения было назначено на 13.02.2024 в 16:00 ч.
С целью принятия решения Комиссией был объявлен перерыв до 16.02.2024 г.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
22.09.2023 г. между Заказчиком и ООО "Мовимед" (далее - Поставщик, Общество) был заключен контракт на поставку насосов инфузионных. Цена контракта - 2 854 609,26 руб.
В связи с невыполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 28.01.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 1, 3 Контракта).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 3, 11 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 3,11 Контракта.
Из материалов обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно условиям Контракта номенклатура оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту). Также в соответствии с п. 5.1.1., 5.1.2. Контракта срок поставки оборудования - с даты заключения Контракта по 28.10.2023 г. 26.11.2023 г., согласно документу о приемке N 54 от 26.11.2023 г., Поставщиком поставлен товар на общую сумму 2 854 609,26 руб.:
- Насос инфузионный BYS-820, Китайская Народная Республика - 26 штук.
По результатам приемки поставленного оборудования Заказчиком было установлено, что поставленное оборудование не соответствует характеристикам, установленным в Техническом задании к Контракту, регистрационной документации. К оборудованию, в том числе, было приложено регистрационное удостоверение N 2022/18846 от 17.11.2022 г., паспорт "Насос инфузионный, серия BYS-820", руководство пользователя. Так, Заказчиком было установлено следующее несоответствие характеристик поставленного оборудования требованиям Контракта:
- значение показателя "Максимальная длительность инфузии, ч/мин" 99:59 - в паспорте указано 9 999;
- значение показателя "Библиотека препаратов" - отсутствие;
- значение показателя "Программирование громкости звуковых сигналов" - отсутствие;
- значение показателя "Количество уровней регулировки громкости сигнала тревоги в количестве 5 уровней" - отсутствие;
- значение показателя "Память прибора. Событий" в количестве 2 000 - невозможно проверить;
- значение показателя "Использование инфузионной системы, указанной в эксплуатационной документации на мед. оборудование, без необходимости калибровки" - отсутствует.
Также Заказчиком было выявлено несоответствие технических характеристик, указанных в сопровождаемой документации, с характеристиками, указанным в регистрационной документации на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (реестровая запись 61035), в частности:
1) мощность: 40 ВА стр.11 - в сопровождаемой документации указано 30VA;
2) Защита от дефибрилляции - в сопровождаемой документации указано "наличие";
3) Масса-габаритные характеристики изделия: Масса 1,750,01 кг Длина 153
2 мм ширина 162
2 мм высота 227
2 мм - в сопровождаемой документации указано вес: 1,8 Длина 140 мм Ширина 157 мм Высота 220 мм;
В руководстве и на маркировки, расположенной на корпусе изделия указана степень защиты оболочками: IP34, в документах, входящих в per. досье IPX2. Согласно ГОСТ 14254- 2015 (IEC 60529:2013) "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)" степень защиты, обеспечиваемые оболочками IPX2 указывает на защиту оборудования от вредного воздействия в результате проникновения воды каплепадением (номинальный угол 15°), а степень защиты, обеспечиваемые оболочками IP34 указывает на защиту оборудования от вредного воздействия в результате сплошного обрызгивания водой. Также внешний вид поставленных медицинских изделий имеет различия по фотографическому изображению, опубликованному на сайте Росздравнадзора.
Ввиду несоответствия информации по техническим характеристикам поставленных медицинских изделий с регистрационным досье, опубликованным на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, а также не соответствием Техническому заданию к контракту (условиям контракта), Заказчиком было принято решение об отказе от приемки медицинских изделий, поставленных по документу о приемке N 54 от 26.11.2023 г. в полном объеме. Мотивированный отказ от приемки поставленного по Контракту N 0356500005123000373 от 22.09.2023 г. размешен в ЕИС 18.12.2023 г. Срок на устранение нарушения (замена товара) - в течение 5 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа (соответственно по 25.12.2023 г. включительно. Замена товара осуществлена не была. 18.12.2023 г. от Поставщика поступило сообщение о том, что оборудование будет забрано Поставщиком. 19.12.2023 г. Поставщик забрал товар (поставленный по Документу о приемке N 54 от 26.11.2023 г.) в полном объеме (накладная 04010269876). 24.12.2023 г. в системе ЕИС был размещен ответ на мотивированный отказ (за исх.N 107 от 22.12.2023 г.), в котором Поставщик просил принять поставленный товар, либо расторгнуть контракт по соглашению сторон. 28.12.2023 г. за исх.N 01-07-3121 Заказчиком дан ответ на письмо Поставщика. На 29.01.2024 г. - товар по Контракту не поставлен.
Поскольку Поставщиком на 29.01.2024 г. товар, предусмотренный Контрактом не поставлен, а поставленный ранее товар не соответствует условиям Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 25.12.2023 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2590506107023000568 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 29.01.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 09.02.2024 г. Информация об ООО "Мовимед" была направлена в адрес Пермского УФАС России 09.02.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Поставщика указал, что в соответствии с п. 1 ст. 484 ГК РФ покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи. Кроме того, п. 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Так же согласно п. 1 ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Однако, в нарушение вышеуказанных норм Заказчик в одностороннем порядке отказался подписать акт приема-передачи Оборудования. Кроме того, в нарушение п 6.1, п.6.2 Контракта Заказчик обязан был подписать акт приема - передачи оборудования по форме приложения N4 к Контракту, но этого не было сделано. На момент приема - передачи оборудования никто из членов приёмочной комиссии не присутствовал. Документы, приложенные к оборудованию, не рассматривались, были проверены лишь параметры по Техническому заданию. Никаких замечаний не было предъявлено. В отношении доводов Заказчика, изложенных в мотивированном отказе от приемки поставленного товара от 15.12.2023 г. N 01-07-2957 по договору поставки насосов инфузионных, Поставщик сообщил подробно в своем ответе N107 от 22.12.2023 г по всем параметрам надуманного несоответствия Заказчиком параметров. Вместе с тем, представители Заказчика в основу своих замечаний взяли абсолютно некорректный документ, в котором одновременно описываются 6 (шесть) различных насосов. Данный документ не имеет Российского юридического статуса, так как кроме подписей и печатей китайского происхождения никаких Российских печатей и подписей, утверждающих его статус как руководящего документа нет. Руководство по эксплуатации в соответствии с титульным листом относится просто к "насос инфузионный" и в нем речь идет о шести разных моделях. Кроме того, на последней странице имеется комментарий, что это версия А(1). Поставщиком были представлены документы от производителя соответствующие поставленному изделию под названием "Насос инфузионный" Серия BYS-820, руководство пользователя, версия А (6). Предъявленные замечания в мотивированном отказе не имеют под собой никаких основания. Данная модель успешно работает в сотнях лечебных учреждений Российской Федерации уже 10 лет и надежно оказывает помощь. При составлении мотивированного отказа от приемки поставленного товара Заказчик оценивал параметры не Технического задания, а совершенно иные параметры. Относительно довода Заказчика о том, что забрав товар Поставщик согласился с недостатками, представитель Поставщика указал, что Поставщик был вынужден забрать оборудование, т.к. Заказчик не подписал никаких документов о том, что оборудование находится у него, хотя обязан подписать "6.2. По факту приемки Оборудования Поставщик и Заказчик подписывают документ о приемке либо Акт приема-передачи Оборудования (приложение N 4 к Контракту)". Поставщик предоставил все документы, которые мог подписать Заказчик в рамках контракта, а далее уже оформлять в течении указанного времени акт о приемке или мотивированный отказ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, проанализировав заявку Поставщика на участие в закупке, Комиссия установила, что помимо технических характеристик, предлагаемого к поставке насоса инфузионного BYS-820 (производитель "Хьюнан Бьонд Медикал Текнолоджи Ко., Лтд." Китай), соответствующих требованиям извещения о проведении закупки, заявка содержит регистрационное удостоверение N РЗН 2022/18846 от 17.11.2022 г., в том числе, на насос инфузионный BYS-820.
Также Комиссия ознакомилась с руководством по эксплуатации насоса инфузионного производства "Хьюнан Бьонд Медикал Текнолоджи Ко., Лтд." и Техническим заданием, являющимся приложением к извещению о проведении закупки, а также Контракту.
В ходе анализа Комиссия установила, что часть параметров и их значения характеристик не соответствуют положениям руководства по эксплуатации. Так, в частности, установлено следующее несоответствие:
Сравниваемые сведения/ параметры |
Сведения о характеристиках товара согласно комплекту регистрационной документации |
Параметры и характеристики, указанные Поставщиком в составе заявки |
Примечание |
Библиотека препаратов |
Отсутствует (стр. 10) |
Наличие |
Данный параметр "Библиотека препаратов" имеется лишь у насоса инфузионного BYS-820D. |
Габариты изделия, мм |
Масса 1,75_0,01 кг. Длина 153_2 мм. Ширина 162 Высота 227 |
Масса 1.8 кг. Длина 140 мм. Ширина 157 мм. Высота 220 мм. |
Значение дины, указанной в регистрационной документации, не соответствует требованиям Технического задания: не более 140 мм |
Вместе с тем, Комиссия считает нужным отметить, что сторонами не представлены документы, которые подтверждали бы соответствие или несоответствие поставленного оборудования требованиям условиям Контракта. В частности, Заказчиком, Поставщиком не были представлены документы, которые были приложены к поставленному оборудованию, с целью соотнесения указанных в них технических характеристик с регистрационной документацией, размещенной на сайте Росздравнадзора.
Из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно соответствия поставленного товара условиям Контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Мовимед" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Мовимед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 февраля 2024 г. N РНП-59-63
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024