Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник отдела, члены Комиссии: М.А. Грицай, начальник отдела, С.Д. Купцова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Богатого Евгения Витальевича (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии заказчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения Федерального казенного учреждения "Красноярская региональная поисково-спасательная база" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку оптических приборов для осуществления поисково-спасательных работ" (далее - электронный аукцион), извещение N 0119100013024000001 на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу явился представитель заказчика (личность удостоверена, полномочия подтверждены), податель жалобы явку своего представителя не обеспечили.
Из доводов жалобы следует, что заявка подателя жалобы была неправомерно отклонена аукционной комиссией. Податель жалобы формировал заявку в структурированном виде, при этом,
поскольку заказчиком в структурированной форме извещения о проведении электронного аукциона не были установлены характеристики требуемого к поставке товара, то участник закупки имел возможность представить лишь наименование страны происхождения товара. Иных возможных характеристик с редактируемыми полями для ручного ввода показателей размеров, материалов не было предусмотрено извещением.
В адрес Красноярского УФАС России аукционной комиссией, заказчиком были представлены письменные возражения, сообщающие о том, что аукционной комиссией было принято правомерное решение об отклонении заявки подателя жалобы по причине непредставления характеристик предложенного к поставке товара.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе устанавливает, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контратакой системе устанавливает, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.02.2024 NИЭА1 аукционной комиссией было принято решение об отклонении единственной поданной заявки (идентификационный номер 124) на участие в электронном аукционе на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контратакой системе, поскольку, при рассмотрении аукционной комиссией заявки на участие в электронном аукционе, установлено, что: "в техническом задании к описанию Прибора ночного видения было указаны требования следующего характера: "Прибор должен быть выпущен во влагозащитном и ударопрочном исполнении. Иметь светосильный объектив 26 ммF/1.2 либо эквивалент, но не уступающий техническим и функциональным характеристикам." По характеристикам тепловизора: "На экране прибора должна отображаться вся актуальная информация о состоянии прибора: время записи, значение цифрового увеличения изображения, цветовая маркировка активная в данный момент, время работы, индикатор состояния батареи, настройка изображения. Прибор должен позволять снимать фото в формате JPG и видео в формате MP4. Должен быть оснащен USB- портом, а так же перезаряжаемым аккумулятором (CR123A/RCR16340 либо эквивалентом). Для хранения и транспортировки в комплект к прибору должен входить защитный кофр.", " Прибор может быть использован как: -прибор наблюдения и записи фото/видеоинформации (основной режим работы)". Участник в заявке не указывает наличие данных характеристик в предлагаемых к поставке приборов, название (фирменное) отсутствует, в связи с чем у Заказчика нет полной возможности понимания- какой товар предложен.))".
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что в соответствии с описанием объекта закупки заказчику требовался прибор ночного видения и тепловизор, в отношении которых заказчиком были установлены технические характеристики.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 указанной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Частью 5 статьи 43 установлено, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные требования к товару, по которым была отклонена заявка подателя жалобы, не являются показателями, имеющими максимальные и (или) минимальные значения, ввиду чего их указание в составе заявки не требовалось, поскольку такие требования являются безусловными, конкретизации в составе заявки не подлежат, в результате чего участник закупки, направляя заявку на участие, с ними соглашается.
Следовательно, аукционной комиссией в нарушение требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка подателя жалобы была неправомерно отклонена.
Указанное нарушение образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод жалобы является обоснованным.
Вместе с этим, в результате проведения внеплановой проверки процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет ее соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссия установила следующие нарушения требований Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком при формировании положений извещения о проведении электронного аукциона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав положения извещения о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, были сформированы заказчиком путем прикрепления электронного документа "Приложение N1 Описание обьекта закупки" (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60). При этом, в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе указанные характеристики не были сформированы заказчиком с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС, что также предусмотрено содержанием пункта 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60.
На необходимость включения предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе характеристик объекта закупки в извещение об осуществлении закупки с использованием ЕИС в "структурированном виде", в случае отсутствия в КТРУ позиции, сформированной в отношении закупаемого (закупаемой) товара, работы, услуги, также указано в информационном письме Минфина России от 18.12.2023 N 24-01-10/122331 "О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке".
Совокупность вышеизложенных обстоятельств позволяет Комиссии придти к выводу о том, что заказчиком при формировании извещения о проведении электронного аукциона были допущены вышеуказанные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, наличие которых влечет за собой создание ситуации, при которой заявки участников закупки могут быть отклонены вследствие непредставления информации о характеристиках предлагаемого к поставке товара, что фактически и произошло согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.02.2024 NИЭА1.
Вышеуказанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ИП Богатого Е.В. обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе;
3. Признать заказчика нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
5. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
6. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения извещения о проведении электронного аукциона.
7. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, членов комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
С.Д. Купцова
Исп.Купцова С.Д.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 февраля 2024 г. N 024/06/106-369/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024