Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в отсутствие сторон;
рассмотрев жалобу ООО "ОА "АЯКС",
У С Т А Н О В И Л А:
13.02.2024 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "Охранное агентство "АЯКС" на действия Заказчика - МКОУ СОШ N 6 города Кирово-Чепецка Кировской областипри проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (извещение N 0840300037424000017). Уполномоченное учреждение - МКУ "Центр закупок" города Кирово-Чепецка Кировской области.
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку Заказчиком не указано, какими характеристиками должна обладать мобильная группа охраны. Заказчику было необходимо применить ГОСТ Р 59044-2020 "Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования".
Указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование об отсутствии у мобильной группы оружия, поскольку ГОСТ Р 59044-2020 определяет, что мобильная группа охраны для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должна состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу.
Рассмотрение жалобы назначено на 19.02.2024 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и соответствующей позицией КТРУ. Подробных характеристик, касающихся описания мобильной группы позиция КТРУ не содержит, следовательно, данная информация не является обязательной для описания объекта закупки. Заявитель не воспользовался своим правом на подачу запроса о разъяснении извещения о закупке, в случае, если ему не понятны положения закупки. ГОСТ Р 59044-2020 не применим по данной закупке, поскольку отсутствует необходимость принятия мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
09.02.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг. Начальная (максимальная) цена контракта - 296 043,88 руб.
Согласно п. 2.3 технического задания Заказчиком установлено для характеристики "Использование мобильной группы" значение "да", для характеристики "Наличие оружия у сотрудников мобильной группы" - "нет".
В силу п. 6.7 технического задания каждый инспектор охраны ЧОО при выполнении служебных обязанностей по охране объекта обязан, в том числе иметь средства радиосвязи (мобильной связи), обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях охраняемого объекта между всеми сотрудниками дежурной смены охраны, оперативными дежурными службами МВД, УФСБ, МЧС, оперативной дежурной группой Исполнителя, руководителем объекта и ответственным от администрации объекта за вопросы обеспечения безопасности (за счёт Исполнителя).
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 59044-2020 стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг, связанных c охраной объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ТСО), перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Таким образом, требования спорного стандарта распространяются на отношения, связанные с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ТСО), а также с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.
Согласно письменным пояснениям Уполномоченного учреждения, ГОСТ Р 59044-2020 не применим по данной закупке, поскольку отсутствует необходимость принятия мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны, поскольку Заказчиком заключен контракт с ФГКУ "УВО ВНГ России по Кировской области", группа быстрого реагирования которого будет реагировать на сигнальную информацию технических средств охраны. Реагировать на сигнальную информацию технических средств охраны мобильной группой исполнителя по контракту не предусмотрено требованиями извещения о закупке. Связь между охранником на посту и мобильной группой исполнителя осуществляется посредством радиосвязи (мобильной связи).
Таким образом, учитывая, что отношения по спорной закупке не связаны с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны; в спорной закупке отсутствует требование к исполнителю о необходимости реагирования на технические средства охраны; между Заказчиком и ФГКУ "УВО ВНГ России по Кировской области" заключен контракт об организации и обеспечению реагирования на сообщения о срабатывании технических средств тревожной сигнализации, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности оказания охранных услуг.
Кроме того, в силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. "а" п. 5 Правил вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 80.10.12.000-00000003 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)" характеристики "Использование мобильной группы" со значением "да" и "Наличие оружия у сотрудников мобильной группы" со значением "да или нет" (вид характеристики - изменяемая заказчиком, выбор одного) являются обязательными для применения. При этом, примененные Заказчиком спорные характеристики и их значения в техническом задании соответствуют позиции КТРУ.
Таким образом, значение спорных характеристик использованы Заказчиком в соответствии с позициями КТРУ, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о неправомерности действий Заказчика.
Доводы Заявителя не обоснованы.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ОА "АЯКС" на действия Заказчика - МКОУ СОШ N 6 города Кирово-Чепецка Кировской областипри проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (извещение N 0840300037424000017).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 19 февраля 2024 г. N 043/06/106-134/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024