Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя КОГБУЗ "Шабалинская центральная районная больница" по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП,
У С Т А Н О В И Л А:
13.02.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Шабалинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Кировской области (жилое помещение в пгт Ленинское) (извещение N 0340200003324000990).
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения о проведении закупки, поскольку имеется противоречие по сроку передачи жилого помещения (п. 4.2 и п. 5.1.1 проекта контракта).
Сообщил, что в описании объекта закупки отсутствуют сведения о приборах учета (наличие, отсутствие), тип покрытия пола указан только ДВП и ламинат, однако самый популярный вид напольного покрытия - линолеум, не указан, в описании объекта закупки не прописан тип покрытия пола в санузле.
Рассмотрение жалобы назначено на 19.02.2024 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом. Заявитель явку представителя не обеспечил, дополнений и ходатайств не направил.
Представитель Заказчика пояснил, что в описании объекта закупки указаны информация о приборах учета в характеристике "Функциональное оснащение жилого помещения", покрытие пола в санузле указано в характеристике "Отделка жилого помещения" - керамическая плитка. Тип покрытия полов указан ламинат и ДВП по причине того, что он наиболее долговечен в эксплуатации и удовлетворяет потребности Заказчика. По поводу сроков, указанных в п. 4.2 и 5.1.1 проекта контракта, сообщил, что 15 календарный дней относится к передаче жилого помещения для осмотра, а 35 рабочих дней касается действий по государственной регистрации прав собственности на жилое помещение, действий Заказчика по подготовке документов о приемке в ЕИС, иные действия. Просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
06.02.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324000990 о проведении электронного аукциона на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Кировской области (Жилое помещение в пгт Ленинское). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 620 000,00 руб.
Относительно довода Заявителя о нарушении требований к описанию объекта закупки, Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно "Описанию объекта закупки", приложенному к извещению в формате xls, к поставке требуется жилое помещение со следующими спорными характеристиками:
- функциональное оснащение жилого помещения: жилое помещение оборудовано подключенными к соответствующим внутридомовым инженерным системам индивидуальными приборами учета электрической энергии, природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной документацией), внесенными в Государственный реестр средств измерений, поверенными предприятиями-изготовителями, принятыми в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующими установленным требованиям к классам точности;
- отделка жилого помещения: чистовая отделка "под ключ" включающая в себя наличие напольных покрытий из керамической плитки в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла);
- тип покрытия полов: ламинат, ДВП (согласно инструкции по заполнению заявок - участник закупки указывает в заявке одно или несколько значений характеристики).
Комиссией Кировского УФАС России установлено, что вопреки доводу Заявителя, описание объекта закупки содержит информацию о наличии приборов учета коммунальных услуг, а также тип покрытия полов в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла).
При рассмотрении материалов жалобы представитель Заказчика пояснил, что типы покрытия полов (ламинат, ДВП) наиболее долговечны в эксплуатации, что соответствует потребности Заказчика.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
При этом антимонопольный орган не наделен полномочиями проверять потребность Заказчика для решения возложенных на него задач.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода Заявителя о противоречивости сроков, указанных в проекте контракта, Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией Кировского УФАС России проведен анализ проекта контракта и установлено следующее:
- п. 4.2 проекта контракта в течение 15 календарных дней с даты заключения Контракта Поставщик передает Жилое помещение Заказчику по Акту приема-передачи по форме согласно Приложения N 3 к настоящему Контракту, а также оформляет и подписывает в электронной форме с использованием Единой информационной системы в сфере закупок электронный документ о приемке. В день предоставления к осмотру Жилого помещения Поставщик направляет Заказчику (формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе) документ о приемке. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью.
- п. 5.1.1 проекта контракта продавец обязан передать Покупателю, в срок не позднее 35 рабочих дней включительно с даты заключения Контракта, благоустроенное Жилое помещение на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
- п. 11.1 проекта контракта настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2024 г., а в части расчетов до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
Довод Заказчика о необходимости рассматривать п. 4.2 проекта контракта как срок для передачи жилого помещения Заказчика для осмотра, а срок, указанный в п. 5.1.1 проекта контракта как срок для совершения манипуляций с жилым помещением, в том числе Заказчиком (действия по государственной регистрации прав собственности на жилое помещение, действия Заказчика по подготовке документов о приемке в ЕИС, иные действия), не подтверждается требованиями самих п. 4.2 и п. 5.1.1 проекта контракта, поскольку в них указан срок для передачи жилого помещения Заказчику с даты заключения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок передачи жилого помещения в нарушение требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя обоснован.
При таких обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Обязать Заказчика представить в срок до 07.03.2024 г. в адрес Кировского УФАС России следующую информацию относительно должностного лица, ответственного за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе:
- паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснение должностного лица.
Обязать Заказчика обеспечить уведомление ответственного должностного лица о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица назначается на 14.03.2024 г. в 13 час. 10 мин. по адресу: по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 19 февраля 2024 г. N 043/06/106-135/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024