Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Магомедова А.Ш. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Муртазалиевой К.Р. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Строймаркет-05" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД " Республиканский центр инфекционных болезней, профилактики и борьбы со спидом им. С.М. Магомедова " (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303000000724000009 "Средства дезинфекционные (лот 1)" (далее - Аукцион),
в присутствии представителей:
Заказчика - Магомедова М.Ш. (по доверенности);
Заявителя - Махмудова М.Г. (по доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
11.02.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что извещение о проведении Аукциона содержит нарушения Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
02.02.2024 г. Заказчиком в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 496 059,90 рублей.
Довод 1.
Заявитель указывает, что описание объекта закупки противоречит инструкции по заполнению заявки, а также структурированной форме извещения.
На рассмотрении жалобы представитель Заявителя пояснил, что, согласно техническому заданию, Заказчик требует указать одно значение, когда согласно инструкции требуется диапазон значений. При подаче заявки через площадку, разрешается указывать лишь диапазон значения. Получается так, что данный показатель не позволяет правомерно указать значение показателей предлагаемого товара.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В извещении о проведении Аукциона, Заказчик указывает "Средство дезинфицирующее (указать наименование дезинфицирующего средства в соответствии со свидетельством о государственной регистрации) 20.20.14.000-00000005 - В состав средства не должны входить спирты, четвертичные аммониевые соединения (ЧАС), гуанидины и вещества, выделяющие активный хлор и кислород. pH средства должен быть 5,0 - 7,0 ед". В инструкции по заполнению заявки Заказчик указывает "Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики".
На заседании Инспекции представитель Заявителя представил скриншот, в котором показано, что при заполнении заявки в структурированном виде показатель указывается лишь в диапозоне "5,0 - 7,0 ед".
По мнению Комиссии, вышеуказанное требование Заказчика вводит в заблуждение участников закупки. В инструкции по заполнению характеристик Заказчик также устанавливает, что "знак "тире", указанного в диапозоне означает, что показателю будет соответствовать диапазон, в пределах крайних значений".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы заявителя является обоснованным.
Довод 2.
Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком не указаны требования к товарному знаку, сопровождающихся словами "или эквивалент".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент".
На рассмотрении жалобы, представитель Заявителя сообщил, что в описании объекта закупки Заказчик, в третьей позиции, указал требование на представление товарного знака продукта.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки необходима:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Анализируя описание объекта закупки, Комиссией было выявлено, отсутствие указание товарного знака, что свидетельствует о том, что Заказчику было необходимо указать представление товарного знака, при его наличии у участника закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Довод 3.
Заявитель указывает, что Заказчиком объявлено несколько закупок с одним предметом поставки, тем самым осуществлено дробление одного крупного контракта на несколько мелких.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Из материалов видно, что закупка, целью которой является заключение контракта, осуществлена конкурентным способом (электронный аукцион).
Дагестанское УФАС России отмечает, что само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг с соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Аналогичной позиции так же придерживается ФАС России в своем письме от 14.11.2019 N ИА/100041/19.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
При этом, в жалобе Заявителя отсутствуют доказательства, подтверждающие обоснованность довод жалобы.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Довод 4.
Заявитель указывает, что Заказчик намеренно усложнил описание объекта закупки для увеличения рисков совершения закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, например:
"25 литров при экспозиции
15 минут, должен содержать N,N-бис-(3-аминопропил) додециламин (%) - от 0,0300 до 0,3800;
Содержание ДВ: N,N-бис-(3-аминопропил) додециламин, ПАВ от 7,5 до 8,5."
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что значения некоторых характеристик, которые указывает Заказчик, можно проверить только при наличии товара у поставщика. Согласно законодательству и практике Федеральной антимонопольной службы, участники закупок не обязаны иметь товар в наличии на момент подачи заявок.
Согласно части 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, нарушают п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 и п.3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии А.Ш. Магомедов
Члены Комиссии: Т.Р. Багамаев
К.Р. Муртазалиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 15 февраля 2024 г. N 005/06/106-144/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024