Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Управления по строительству Администрации местного самоуправления г. Владикавказа и ООО "ЭталонСтрой" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение муниципального заказчика - Управления по строительству Администрации местного самоуправления г. Владикавказа далее - УПС АМС г. Владикавказа, Заказчик) о включении сведений об ООО "ЭталонСтрой" ИНН 2346016343 далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме N0310300026223000148 на выполнение работ по ремонту школ и детских садов в г. Владикавказ (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
08 июня 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310300026223000148 на выполнение работ по ремонту школ и детских садов в г. Владикавказ (далее - Извещение) с приложенным к нему проектом контракта (далее - Контракт) с начальной (максимальной) ценой контракта 8 749 514,31 рублей.
По итогам проведения Конкурса 10.07.2023 между УПС АМС г. Владикавказа и ООО "ЭталонСтрой" был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту школ и детских садов в г. Владикавказ по цене 8 300 000 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы по объекту: "Ремонт школ и детских садов в г. Владикавказ", согласно объектному сметному расчету.
Согласно пункту 1.2 Контракта, место выполнения работ: РСО-Алания, г.Владикавказ:
-МБДОУ N 27 ул.Ленина,55;
- МБДОУ N 75 ул.ЛЦоколаева,14;
- МБДОУ N 71 ул.Коммунаров,2 "б";
- МБОУ СОШ N 17 ул.Герцена,7;
- МБДОУ N 49 ул.А.Кесаева,9 А;
- МБДОУ N 59 ул.Гугкаева,14;
- МБОУ СОШ N 40 ул.А.Кесаева,7.
Согласно пункту 3.1 Контракта, работы, предусмотренные Контрактом, должны быть выполнены с даты заключения контракта до 21 августа 2023 г. согласно календарному графику производства работ.
Пунктами 5.1.1- 5.1.3 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить весь объем работ в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, и сдать работу Заказчику в установленный срок. Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ согласно пункту 1.1. Обеспечить выполнение работ и размещение строительных материалов, оборудования и механизмов в пределах отведенного участка, нести административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение границ земельного участка, установленных в соответствии с согласованным строительным планом.
Однако, по состоянию на 30.08.2023 года работы не были завершены.
Пунктом 5.4.3 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 11.5-11.6 Контракта, Контракт может быть расторгнут согласно пункту 5.4.3, соглашением сторон или решением суда по основаниям предусмотренным гражданским законодательством. В случае уклонения от заключения настоящего контракта, а также его расторжения по решению суда в связи с существенным нарушением Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом сведения, об указанном Подрядчике включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Так, на основании положений статьи 95 Закона о контрактной системе и Контракта 13.09.2023 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с указанием на то, что Подрядчик обязательства по Контракту в полном объеме не выполнил.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вместе с тем, 15.09.2023 года Подрядчик направил письмо Заказчику (исх.15/098 от 15.09.2023) о просьбе заключения дополнительного соглашения к Контракту по продлению сроков выполнения работ до 10.11.2023 года.
В соответствии с частью 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
Согласно сведениям ЕИС 25.09.2023 года Заказчик отменил Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Изучив представленные материалы дела, Комиссией установлено, что работы по вышеуказанным объектам не были завершены в полном объеме, в связи с чем Заказчик направил уведомление Подрядчику о принятии повторного решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Частью 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 450.1 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
23.01.2024 УПС АМС г. Владикавказа разместило Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в ЕИС.
Вместе с тем, в десятидневный срок Подрядчик не устранил нарушения условий Контракта.
Таким образом, в соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 05.02.2024 года.
Из объяснений, представленных ООО "ЭталонСтрой" следует, что по состоянию на 10.11.2023 года работы по Контракту выполнены на 90 %, а именно завершен ремонт МБДОУ N 27, МБДОУ N 75, МБДОУ N 71, СОШ N 17, МБДОУ N 49, МБДОУ N 59.
В части касающейся объекта МБОУ СОШ N 40, возникли технические сложности, обусловленные конфигурацией существующего периметрального ограждения, что не позволило завершить работы в полном объеме.
Кроме того, Подрядчик пояснил, что по объекту ремонта МБДОУ N 59 закуплен весь материал, а также большая часть секций для ремонта ограждения территории образовательного учреждения изготовлена, однако монтаж забора не был начат в связи с незаконно установленными гаражами и прочее.
В связи с данными обстоятельствами, работы по состоянию на 10.11.2023 года в полном объеме не завершены.
Кроме того, в своих пояснениях ООО "ЭталонСтрой" указал, что после получения решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчик пытался урегулировать ситуацию с Заказчиком, указав в письме, что гарантирует завершить работы по Контракту в срок до 15.04.2024 года.
Также ООО "ЭталонСтрой" указало, что Общество активно участвует в проводимых закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, Подрядчик исполнил множество государственных и муниципальных контрактов.
Изучив материалы дела, Комиссия считает необходимым отметить, что Подрядчиком совершались действия, направленные на устранение выявленных Заказчиком нарушений, что подтверждается представленными в материалы дела письмами - уведомлений о намерении завершить выполнение работ согласно Контракта.
Таким образом, совокупность представленных в ходе рассмотрения обращения доказательств и сведений свидетельствуют, по мнению Комиссии, об отсутствии достаточных оснований для выводов о наличии в действиях (бездействии) ООО "ЭталонСтрой" признаков недобросовестного поведения, имеющего умысел намеренно нарушать условия контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденном Приказом Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Кроме того, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
По смыслу положений статьи 104 Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое нарушение условий контракта, которое предполагает умышленное недобросовестное поведение Поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, в том числе:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, и пунктом 13 и 14 Правил
РЕШИЛА:
Сведения об ООО "ЭталонСтрой" представленные заказчиком - УПС АМС г. Владикавказа в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 12 февраля 2024 г. N РНП 15-04/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024