Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - Администрации города Белокуриха Алтайского края Кривенко Ольги Владимировны, Пивоварова Владислава Сергеевича путем видеоконференции,
от ООО "РАУ 104" Ершова Дмитрия Валерьевича при личном присутствии,
рассмотрев обращение Заказчика - Администрации города Белокуриха Алтайского края о включении сведений об ООО "РАУ 104", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300019823000054 "Благоустройство входной группы терренкура "Старая мельница" (укрепление откоса и водоотведение)" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Администрации города Белокуриха Алтайского края о включении сведений об ООО "РАУ 104" (далее - Общество, Подрядчик), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300019823000054 "Благоустройство входной группы терренкура "Старая мельница" (укрепление откоса и водоотведение)".
Представители Заказчика пояснили, что срок выполнения работ по контракту - до 27.09.2023 г., однако, Подрядчик так и не приступил к выполнению работ, не исполнил п. 6 и 7 технического задания к контракту, которые предусматривают в том числе разработку и согласование с собственниками инженерных сетей и разработку плана производства работ. Поскольку срок выполнения работ истек и работы не были выполнены, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение вступило в силу, в связи с чем сведения об Обществе были направлены в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Подрядчика возражал, пояснил, что Заказчик не передал Подрядчику земельный участок, а также не передал и не включил в закупочную документацию техническую документацию на объект. Заказчик не передал заверенную копию документа о назначении ответственных лиц за строительство, не обеспечил строительство проектной документацией и результатами инженерных изысканий, не предоставил комплекты рабочей документации, утвержденной проектной документацией и допущенной к производству работ путем установки соответствующего штампа. Заказчик не обеспечил вынос в натуру линий регулирования застройки и создание геодезической разбивочной основы в соответствии с действующими нормативными требованиями в области градостроительства. В инициативном порядке Подрядчиком была произведена геодезическая съемка местности, где возможно размещение благоустройства входной группы терренкура "Старая мельница", в ходе обработки материала Подрядчиком был установлен ряд несоответствий с имеющимися в распоряжении Подрядчика документами. Подрядчиком неоднократно предлагалось Заказчику устранить указанные нарушения. Представитель Подрядчика пояснил, что фактически Заказчику требовалось выполнение работ по строительству объекта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
09.08.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300019823000054 "Благоустройство входной группы терренкура "Старая мельница" (укрепление откоса и водоотведение)", а также техническое задание, локально-сметные расчеты, проект контракта.
По результатам подведения итогов определения подрядчика от 17.08.2023 г. ООО "РАУ 104" было признано победителем электронного аукциона.
28.08.2023 г. между Администрацией города Белокуриха Алтайского края и ООО "РАУ 104" был заключен муниципальный контракт N 48 на выполнение работ по благоустройству входной группы терренкура. (далее - контракт).
Согласно п.1.1-1.3 контракта Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить работу по благоустройству входной группы терренкура "Старая мельница" (укрепление откоса и водоотведение) (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Состав и объем работы определяется приложениями NN 1, 2 к Контракту.
Место выполнения работы: 659900, Алтайский край, город Белокуриха, терренкур "Старая мельница", (ориентир детский санаторий Белокуриха, ул. Славского, 54) (далее - "место выполнения работы").
Согласно п. 6 технического задания (приложения N 1 к контракту) работы должны быть выполнены в соответствии с Российским законодательством, Проектной документацией, описанием объекта закупки и локально-сметными расчетами. Все выполняемые работы должны быть безопасными для жизни и здоровья людей в соответствии с действующим законодательством. Подрядчик, должен обеспечивать объект всеми видами материально-технических ресурсов в строгом соответствии с технологической последовательностью производства работ.
Работы должны быть выполнены в полном объеме в соответствии с действующими строительными нормами, и правилами:
- СП 48.13330.2019 Организация строительства. СНиП 12-01-2004;
-Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
- РД-11-02-2006 "Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения"
- РД 11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства"; Журналы приобретаются подрядчиком самостоятельно.
- П. 1.5 ст 52 ГК РФ.
Работы должны выполняться в соответствии с технологической последовательностью производства работ, квалифицированными рабочими, которые должны быть оснащены соответствующими оборудованием и инструментами для выполнения работ.
Если в процессе производства работ будут выявлены дополнительные работы, не учтенные в Техническом задании, которые скажутся на качестве выполнения работ, либо создадут невозможность их завершения в срок, Подрядчик обязан письменно проинформировать о них Заказчика, не позднее 5 календарных дней с момента даты начала производства работ, указанной в контракте. При не предоставлении вышеуказанных сведений Подрядчик обязан данный вид работ выполнить за собственные средства (без увеличения стоимости Контракта)
Согласно п. 7 технического задания Подрядчик до начала работ обязан:
- разработать, согласовать с собственниками инженерных сетей и утвердить ППР. Утвержденный ППР в течении 5 календарных дней после заключения контракта передать Заказчику в электронном виде в формате PDF.
В связи с выполнением работ по подведению электрических сетей, сетей водоснабжения и водоотведения до Объекта, а также со стесненными условиями, необходимо проект производства работ самостоятельно письменно согласовать с организациями, осуществляющими работы на Объекте. Срок исполнения контракта рассчитан исходя из проведения необходимых согласований.
- в течении 5 календарных дней после заключения контракта разработать детализированный график производства работ и согласовать его с Заказчиком;
- на основании проектной документации подготовить и согласовать с Заказчиком перечень исполнительной документации;
- оформить акт-допуск у собственников сетей;
-устроить временные ограждения зоны работ;
- установить строительные вагончики передвижного типа, биотуалет;
- установить контейнеры для сбора мусора;
- ежедневно организовать вывоз и утилизацию отходов, образовавшихся при проведении работ (осуществляется силами и за счёт Подрядчика).
Результаты всех видов контроля должны быть обязательно зафиксированы в технической приемо-сдаточной документации.
Виды и объемы работ определены в локально-сметных расчетах, размещенных в реестре контрактов ЕИС.
В соответствии с п. 4.1 контракта срок выполнения работ - 30 календарных дней с даты подписания Контракта. Таким образом, работы должны быть выполнены в срок не позднее 27.09.2023 г.
Согласно локально-сметным расчетам должны быть выполнены работы по укреплению откоса, устройству монолитной подпорной стены, устройству дождеприемных колодцев, основания под трубопроводы, укладке трубопроводов водостока и пр.
Письмом от 15.09.2023 г. Подрядчик уведомил Заказчика об установлении ряда необоснованных технических решений и расхождений в части сметы и чертежей переданной Заказчиком проектной документации после проведения Подрядчиком входной геодезической съемки участка производства работ, направил перечень несоответствий и предложил выполнить необходимые расчеты, чертежи и внести изменения в локальные сметы силами Подрядчика.
Этим же письмом указал не сходство конструкции по водоотведению с парковки (в водоохранной зоне р. Белокуриха) с централизованными ливневыми системами водоотведения для сброса сточных вод.
Письмом от 27.09.2023 г. Заказчик предоставил ответы по пунктам несоответствий, выявленных Подрядчиком, сообщил, что откорректированная проектная документация будет предоставлена 02.10.2023 г., указал, что Подрядчик может выполнять работы в той части, где не требуется корректировка, Подрядчиком не выполнены требования п. 6 и 7 технического задания.
26.01.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Подрядчик не приступил к выполнению работ, не исполнил требования п. 6 и 7 технического задания к контракту. Решение было размещено в ЕИС 29.01.2024 г., получено Подрядчиком в тот же день. Решение вступило в силу 09.02.2024 г.
Согласно ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В то время как нормы ГрК РФ позволяют выполнить работы по благоустройству согласно локально-сметному расчету, без использования проектной документации.
Заказчик в пунктах 6,7,14 технического задания (Приложение N 1 к контракту ) указывает следующее:
- работы должны быть выполнены в соответствии с Российским законодательством, Проектной документацией, описанием объекта закупки и локально-сметными расчетами (пункт 6);
- подрядчик до начала работ обязан на основании проектной документации подготовить и согласовать с Заказчиком перечень исполнительной документации (пункт 7);
- подрядчик должен гарантировать надлежащее качество работ в полном объеме в соответствии с техническим заданием и проектной документацией (пункт 14).
Вместе с тем, проектная документация в описание объекта закупки при проведении закупки не была включена.
Таким образом, Заказчиком не выполнены требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Кроме того, в силу пункта 5.10 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" (СП 48.13330.2019), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2019 N 861/пр (далее - СП 48.13330.2019) перед началом выполнения работ на объекте лицо, осуществляющее строительство:
- получает от застройщика (технического заказчика) копию разрешения на строительство;
- получает от застройщика (технического заказчика) утвержденную проектную и рабочую документацию, утвержденную в производство работ (в полном объеме или поэтапно в соответствии с утвержденным графиком выдачи комплектов рабочей документации);
- принимает площадку для строительства по акту;
- согласовывает состав подрядных организаций с застройщиком (техническим заказчиком);
- заключает договоры со сторонними строительными лабораториями на выполнение видов испытаний, которые не могут быть выполнены в собственных строительных лабораториях;
- составляет акт-допуск о возможном совмещении производства работ при реконструкции объекта действующего предприятия;
- разрабатывает организационно-технологическую документацию;
- обеспечивает инженерную подготовку территории строительной площадки.
Пунктом 5.7 СП 48.13330.2019 рабочая документация (в том числе в составе информационной модели объекта) может разрабатываться и передаваться в производство работ в полном объеме или поэтапно в соответствии с утвержденным графиком выдачи комплектов рабочей документации.
Подтверждение факта соответствия комплектов рабочей документации требованиям действующих нормативных документов и утвержденной проектной документации осуществляется путем визирования ответственного лица застройщика (технического заказчика) (специалиста по организации строительства) и простановки штампа "В производство работ" с датой на каждом листе комплектов рабочей документации или подписанием указанной документации электронной подписью специалиста по организации строительства (при согласовании рабочей документации в форме электронных документов или в составе информационной модели) (пункт 5.8 СП 48.13330.2019).
Переданная Заказчиком проектная документация на благоустройство входной группы терренкура "Старая мельница" (том 1) не содержит визы ответственного лица застройщика, штампа, а также дату на каждом листе комплектов рабочей документации.
Согласно части 1 статьи 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Пунктом 7.9 СП 48.13330.2019 предусмотрено, что в случае осуществления строительства на основании договора застройщик (технический заказчик) передает строительную площадку подрядной организации (генеральной подрядной организации) как лицу, осуществляющему строительство, по акту. Площадь и состояние строительной площадки должны соответствовать условиям договора. Подрядная организация (генеральная подрядная организация) обеспечивает формирование временной инженерной и бытовой инфраструктуры площадки.
Акт о передаче Подрядчику земельного участка для выполнения работ в материалах дела отсутствует.
Принимая во внимание виды работ, подлежащие выполнению по контракту, а также то факт, что на данные работы была подготовлена проектная документация, Комиссия приходит к выводу, что предметом контракта являются работы по строительству, а не по благоустройству территории.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия установила, что проектная документация не была размещена в ЕИС при проведении закупки, отсутствовала проектно-сметная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности; на проектной документации отсутствовали визы штампов, даты; объект для выполнения работ не был передан Подрядчику. В связи с изложенным Подрядчик не имел возможности приступить к выполнению работ.
На основании изложенного, Комиссия считает, что Подрядчиком осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта, а возможность приступить к выполнению работ в соответствии с действующими нормами и правилами была поставлена в зависимость от действий Заказчика. Комиссия не усматривает в действиях ООО "РАУ 104" признаки недобросовестности.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. не включать сведения об ООО "РАУ 104" в реестр недобросовестных поставщиков;
2. признать действия Заказчика - Администрации города Белокуриха Алтайского края, выразившиеся в нарушении части 3 статьи 7, пункта 8 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе неправомерными;
3. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 февраля 2024 г. N 022/10/104-146/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024