Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В.- ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии представителей: БУЗ ВО "ВГКП N 4" - Лапской П.С., ИП Лукьянцевой О.А. - Кучеренко Л.А.,
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение БУЗ ВО "ВГКП N 4" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лукьянцевой О.А. в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку медицинских изделий (реестровый номер контракта N 2366203464924000066),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступило обращение БУЗ ВО "ВГКП N 4" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лукьянцевой О.А. (далее - Поставщик) в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку медицинских изделий (реестровый номер контракта N 2366203464924000066).
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
19.12.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0131200001023015503 о проведении закупки на поставку медицинских изделий (далее - Извещение).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024 NИЗК1, Поставщик признан победителем (номер заявки 115699969).
17.01.2024 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 2024.0131200001023015503 (реестровый номер контракта N 2366203464924000066) на поставку медицинских изделий на сумму 1 299 996,00 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать в БУЗ ВО "ВГКП N4" медицинские изделия (далее - товар) в количестве и ассортименте, в сроки в соответствии с настоящим контрактом.
Согласно пункту 3.1 Контракта Товар поставляется до БУЗ ВО "ВГКП N4" по адресу 394077, г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 24; срок поставки товара: Товар поставляется со дня заключения контракта по 01.12.2024 года по заявкам Заказчика. Поставка товара осуществляется в течение 3 дней с момента получения заявки от Заказчика. Прием товара осуществляется в рабочие дни с 9:00 до 16:00 (время местное).
Материалами дела установлено, что Поставщик в целях участия в закупках заключил договор поставки N 1 от 13.11.2023 г., согласно которому ИП Павлюк И.В. обязуется поставлять медицинские изделия Поставщику.
20.12.2023 г. до подачи заявки на участие в закупке Поставщик запросил у ИП Павлюк И.В. возможность обеспечения поставки товаров, на что получил положительный ответ.
15.01.2024 г., после признания ИП Лукьянцевой О.А. победителем в закупке, в соответствии с платежным поручением N 5, Поставщик оплатил счет N 53 от 12.01.2024 г. на поставку всех медицинских изделий, поставка которых предусмотрена Извещением.
18.01.2024 г. Заказчиком направлена заявка (Исх. N 1/62) на поставку всего объема медицинских изделий.
23.01.2024 г. Заказчиком направлена претензия (Исх. N 1/80) в связи с просрочкой исполнения обязательств по Контракту Поставщиком.
26.01.2024 г. Заказчиком направлена повторная претензия (Исх. N 1/99) в связи с просрочкой исполнения обязательств по Контракту Поставщиком.
В соответствии с товарной накладной N 49 от 26.01.2024 г. Поставщик получил часть товара от ИП Павлюк И.В. Также, Поставщик уведомил Заказчика о планируемой дате поставки - 29.01.2024 г. (Исх. 93).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.11 Контракта расторжение возможно по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Так, 29.01.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, по причине неисполнения Поставщиком обязательств по Контракту.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, Заказчиком, во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано в ЕИС 29.01.2024 г. (получено Поставщиком посредством функционала ЕИС 29.01.2024 г.).
В соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе - 29.01.2024 г. признаётся датой надлежащего уведомления Поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
30.01.2024 г. Заказчиком направлена претензия (Исх. N 1/117), в которой указано, что Поставщиком не устранены в полном объеме нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту.
Однако, 31.01.2024 г., в соответствии с счетом-фактурой N 81, Заказчик подписал документ о приемке N 81 от 29.01.2024 г. (что составило 38,27 % исполненного обязательства).
31.01.2024 г. Поставщик направил письмо (Исх. N 110) с просьбой отменить решение об одностороннем отказе, уведомил Заказчика, что оставшиеся позиции товара, после прохождения таможенного контроля, будут доставлены Заказчику незамедлительно, а также сообщил о готовности оплатить неустойки и пени.
02.02.2024 г. Заказчиком направлена претензия (Исх. N 1/138), в которой указано, что Поставщиком не устранены в полном объеме нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту.
05.02.2024 г., в соответствии с счетом-фактурой N 104, Заказчик подписал документ о приемке N 104 от 02.02.2024 г. (что дополнительно составило 8,39% исполненного обязательства).
С учетом того, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не было отменено, Контракт считается расторгнутым 09.02.2024 года.
09.02.2023 г. в соответствии с накладной N 57 Поставщик получил от ИП Павлюк И.В. оставшийся товар, оплаченный 15.01.2024 г.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает следующее.
Согласно положениям статьи 95 (части 13, 14) Закона о контрактной системе "Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи".
Как указано выше решение о расторжении контракта было принято Заказчиком 29.01.2024 года. В силу решение вступило 09.02.2024 года.
Исходя из системного подхода к толкованию норм права и содержания пунктов 13 - 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что целью установления отсрочки вступления в силу одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (в отличие от общегражданских норм и правил), является предоставление исполнителю контракта (поставщику) возможности (права) устранить нарушения, послужившие основанием для отказа заказчика от исполнения контракта в установленный законом срок (десять дней, по истечении которых отказ заказчика от договора вступает в силу).
В рассматриваемом случае в 10 - дневный срок вступления решения о ИП Лукьянцевой О.А. были совершены однозначные действия, свидетельствующие о принятии мер к устранению оснований, послуживших основанием для расторжения контракта (поставка части товара, гарантийное письмо о поставке недостающего товара в ближайшие дни), что является основанием для отмены решения о расторжении контракта (в том числе с учетом срока поставки товара до 01.12.2024 года и срока действия контракта). Однако заказчиком решение отменено не было, что в рамках дальнейших взаимоотношений по исполнению контракта, представляет собой не что иное, как злоупотребление правом и не может обуславливать применение мер публично-правовой ответственности со стороны антимонопольного органа.
Такие действия заказчика являются недопустимыми еще и потому, что в контексте части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе участник закупки имеет безусловное право на устранение выявленных заказчиком в его действиях нарушений с последующей отменой последним такого решения и, как следствие, исключением возможности применения к нему мер публично-правовой ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт отказа заказчика от исполнения контракта сам по себе не является безусловным основанием для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
При этом сама по себе квалификация обстоятельств неисполнения контракта как чрезвычайных, непредотвратимых и (или) форс-мажорных, не исключает необходимость установления всей совокупности иных указанных выше фактов, а потому является недостаточной для разрешения антимонопольным органом вопроса о включении такого подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Из вышеизложенного следует, что при проведении проверки информации и документов, полученных от заказчика, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, и решении вопроса об обоснованности включении лица в реестр недобросовестных поставщиков, проводиться проверка добросовестности или недобросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении им контракта, а не формальная констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или соблюдением заказчиком установленной законом процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении обращения, предоставленных документов от Заказчика и от Исполнителя комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии недобросовестного поведения со стороны исполнителя (умысла), направленного на неисполнение контракта
Из материалов дела однозначно следует, что Поставщик был заинтересован в исполнении контракта, контактировал с заказчиком, устранял предъявляемые замечания, более того, поставил практически весь объем товара, тогда как по условиям контракта срок поставки установлен в период до 01.12.2024 года, при этом положения контракта не содержали условий, при которых заказчик, при таком сроке поставке, может единовременно запросить поставку всего товара.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В сложившейся ситуации действия Заказчика имеют признаки отклонения от добросовестного поведения и злоупотребления правом.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
Как установлено пунктом 15 Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лукьянцевой О.А. (ИНН: 722410360588).
2. Передать уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения БУЗ ВО "ВГКП N 4" административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание - заместитель председателя комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
У.А. Апанащик |
|
|
|
|
|
В.С. Шпарло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 февраля 2024 г. N 036/06/104-206/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024