Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителя от заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии - <_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ИСТОК АУДИО СЛУХ", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИСТОК АУДИО СЛУХ" (далее - Заявитель, ООО "ИСТОК АУДИО СЛУХ", Общество) на действия комиссии заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии при проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году (изв. N 0215100000424000018) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 12.02.2024 поступила жалоба ООО "ИСТОК АУДИО СЛУХ" на действия комиссии заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году (изв. N 0215100000424000018) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявитель указал, что комиссией при подведении итогов не было учтено следующее.
Заявка второго участника с идентификационным номером 115840720, предлагавшая к поставке сигнализаторы звука цифровые, которые не включены в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, в силу п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Заявка ООО "ИСТОК АУДИО СЛУХ" соответствовала всем требованиям Постановления N 878, т. к. к поставке предложены товары, которые включены в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, номера реестровых записей: РЭ-10612/22, РЭ-10619/22, РЭ-10622/22. Соответствующая декларация содержалась в заявке Общества.
В связи с чем комиссии надлежало отклонить заявку с идентификационным номером 115840720 на основании п. 3 Постановления N 878.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился, считает, что действия заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, указал, что представленные реестровые записи не подтверждают производство товара на территории РФ, так как характеристики товаров, указанных в Реестре под данным номерами, не соответствуют требованиям описания объекта закупки. Просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
31.01.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0215100000424000018 о проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 933 200,00 руб.
Одновременно на официальном сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно извещению Заказчиком установлено следующее условие допуска:
Согласно пункту 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пунктом 3(1) Постановления N 878 установлено, что в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции (за исключением содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, которая удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и которая одновременно:
- содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня;
- не содержит предложений о поставке прочей радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция помимо радиоэлектронной продукции, указанной в абзаце первом пункта 3(1) Постановления N 878.
При отсутствии заявки, соответствующей требованиям пункта 3(1) Постановления N 878, применяются ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления.
В соответствии с подпунктом 3(2) Постановления N 878, установлено, что, за исключением случаев, установленных Постановлением N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
В силу пункта 3(3) Постановления N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка продукции радиоэлектронной промышленности (сигнализатор звука цифровой со световой индикацией 16-01-01 (КТРУ 27.90.20.120-00000001), сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией 16-01-02 (КТРУ 27.90.20.120-00000002); сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией (дверного звонка, домофона и телефона) 16-01-03 (КТРУ 27.90.20.120-00000003), которые включены в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением N 878. Следовательно, Заказчик обязан применять ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В Требованиях к содержанию составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению указано следующее:
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878
- подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
- подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции".
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2024 NИЭА1 на участие в закупке было подано две заявки. Обе заявки признаны комиссией соответствующими.
В ходе заседания Комиссии Чувашского УФАС России установлено следующее.
Второй участник закупки в своей заявке с идентификационным номером 115840720 предложил сигнализаторы звука цифровые без указания номера реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.
Заявителем было предложено к поставке:
1. Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией Наименование модели: "Пульсар - 3" в исполнении Универсал в комплектации 75091 Производитель: ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл",
2. Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией Наименование модели: "Пульсар - 3" в исполнении Универсал в комплектации 75093 Производитель: ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл",
3. Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией Наименование модели: "Пульсар - 3" в исполнении Универсал в комплектации 75095 Производитель: ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл".
Также указаны номера реестровых записей: РЭ-10619/22, РЭ-10622/22, РЭ-10621/22, РЭ-10620/22, РЭ-10618/22, РЭ-10617/22, РЭ-10615/22, РЭ-10612/22, РЭ-10613/22, РЭ-10611/22, РЭ-10623/22, РЭ-10616/22, РЭ-10614/22.
При этом согласно письму Минпромторга России от 28.11.2023 N 127999/11 "П" реестровые записи, которые формируются в соответствии с порядком включения радиоэлектронной продукции в реестр, предусмотренного разделом II Правил, включая реализацию системы разграничения радиоэлектронной продукции на два уровня посредством указания сведений о таких уровнях в реестровой записи, доступны на сайте ГИСП по адресу: https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/rep/. Все записи в данном разделе являются актуальными и реестровые номера (как сам реестровый номер в формате ХХХХ/ХХ/ХХХ, так и номер исторической реестровой записи в формате РЭ-ХХХХ/ХХ) могут быть использованы в качестве подтверждения наличия продукции в ЕРРРП. Реестровые записи, которые формируются в соответствии с порядком включения радиоэлектронной продукции в реестр, предусмотренного разделом III Правил, доступны на сайте ГИСП по адресу: https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products.
Вместе с тем, в связи с особенностью ведения данного раздела в разделе указаны как действующие реестровые записи, так и недействующие (исключенные из реестра).
Таким образом, в заявке ООО "ИСТОК АУДИО СЛУХ" содержатся реестровые номера из реестра радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878.
Согласно позиции ФАС России, озвученной на ВКС: "В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 постановления Правительства РФ N 878 реестровая запись содержит информацию об основных технических и функциональных характеристиках РЭП, которая формируется с учетом подпункта "б" пункта 4(2) и пункта 5 постановления Правительства РФ N 878 на основании сведений, представленных в заявлении о включении радиоэлектронной продукции в реестр либо в соответствии с заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ.
Кроме того, для целей актуализации сведений в т.ч. в отношении технических и функциональных характеристик радиоэлектронной продукции пунктами 4(4) и 7 постановления Правительства РФ N 878 установлен порядок и сроки направления заявления о внесении изменений в реестровую запись.
Таким образом, целью указания реестровой записи является подтверждение страны происхождения производства, в связи с чем отклонение заявки исключительно в связи с несоответствием характеристик неправомерно".
Вышеуказанная позиция также подтверждается письмом N 106238/12 Минпромторга России от 04.10.2023 г. "О применении Постановлений Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и N 617" согласно которому информация из каталога государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП) может содержать отличную информацию от той, которая была внесена в реестр, и носить ознакомительный характер. Заказчику не следует отклонять заявку участника закупки, если он предоставил реестровую запись на промышленную продукцию (товар), которая соответствует положениям "Национального режима" в рамках Закона о контрактной системе, но при этом в каталоге ГИСП на указанную продукцию не содержится исчерпывающей информации, требуемой для удовлетворения положений извещения.
Комиссия, отмечает, что реестровая запись в заявке ООО "ИСТОК АУДИО СЛУХ" служит подтверждением страны происхождения, а именно Российской Федерации.
Как было указано ранее отклонение заявки за несоответствие характеристик предложенного в составе заявки и характеристик, содержащихся в РЭП или инструкции по эксплуатации не является основанием для отклонения заявки участника закупки, поскольку указанная информация может быть изменена производителем.
Следовательно, заявка ООО "ИСТОК АУДИО СЛУХ" содержала информацию, подтверждающую страну прохождения предлагаемого товара в соответствии с требованиями Постановления N 878 (реестровый номер записи из реестра радиоэлектронной продукции).
Однако, в заявке победителя отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 3(3) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 для подтверждения страны происхождения предлагаемого товара.
Таким образом, на участие в определении поставщика подана 1 заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой является Российская Федерация, что подтверждается содержащейся в заявках участников закупки информацией, предусмотренной пунктом 3(3) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В данном случае, постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 подлежит применению. В связи с чем, заявка участника закупки, содержащая предложение о поставке товаров иностранного происхождения и приравненные к ним, должна быть отклонена.
Таким образом, заявка Победителя, подлежала отклонению в соответствии с пунктом 3 Постановления N 878, поскольку должна быть приравнена к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Учитывая изложенное, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что Комиссия заказчика неправомерно не применила положения пункта 3 Постановления N 878, в отношении заявки Победителя.
Пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что принятое комиссией Заказчика решение относительно признания допуска заявки второго участника закупки с идентификационным номером 115840720 противоречит положениям пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "ИСТОК АУДИО СЛУХ" обоснованной, а в действиях комиссии заказчика нарушение требований пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Учитывая выявленное нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи комиссии Заказчика предписания об устранении допущенного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИСТОК АУДИО СЛУХ" на действия комиссии заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии при проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука в целях социального обеспечения граждан в 2024 году (изв. N 0215100000424000018) обоснованной;
2. Признать комиссию заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии нарушившей пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения;
4. Передать материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 19 февраля 2024 г. N 021/06/00-81/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024