Резолютивная часть решения оглашена "14" февраля 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено "19" февраля 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" (далее - Заказчик, ГБУЗ "ТООКД") - <_.>,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - <_.>,
общества с ограниченной ответственностью "АПгрейт" - <_.>,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО "АПгрейт" (далее - Заявитель) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" при проведении электронного аукциона N0164200001924000089 на поставку стерилизатора плазменного и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее Уполномоченный орган) опубликовало 31.01.2024 на сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона N 0164200001924000089 на поставку стерилизатора плазменного (далее - Аукцион).
Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 533 333.33 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 08.02.2027 в 07:00 часов.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона от 12.02.2024 на участие в аукционе было подано 2 заявки. Заявка с номером 1 была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Заявка с номером 2 отклонена на основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с выявлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе комиссией принято решение заключить контракт с участником с номером заявки 1, предложившего цену контракта 7 382 666,65 руб. Снижение цены контракта составило 2%.
Заявитель, считая извещение о проведении Аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение жалобы назначено на 13.02.2024. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 14.02.2024.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе первоначально указывает, что под описание объекта закупки подходит оборудование одного единственного производителя, а именно: ООО "Лидкор". В ходе рассмотрения дела от Заявителя поступили дополнения к жалобе, согласно которым под описание объекта закупки не подходит ни один товар, в том числе "Steriplaz-120" производителя ООО "Лидкор".
В качестве доказательства Заявителем представлена сравнительная таблица анализа всех моделей оборудования, имеющих действующее регистрационное удостоверение, прошедших клинические испытания и допущенных к обращению на территории РФ.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев приведенный довод Заявителя, признает его частично обоснованным.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, кроме прочего, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Извещение о проведении электронного аукциона содержит характеристики закупаемого товара "Описание объекта закупки" (далее - описание объекта закупки), согласно которому объектом закупки является стерилизатор плазменный. Наименование по КТРУ 32.50.12.000-00000009.
Описание объекта закупки содержит, в том числе следующие характеристики товара: "Камера прямоугольной формы для удобства загрузки контейнеров, лотков с инструментами - наличие",
"Механические кнопки аварийного управления располагаются - на боковой или передней панели стерилизатора";
"Стерилизатор оснащен поворотными колесами - наличие";
"Форма упаковки стерилизующего средства - Герметичный непрозрачный флакон";
"Объем стерилизующего агента во флаконе, мл - 150";
"Количество циклов с одним сменным флаконом - 35".
Представители Заказчика пояснили в ходе рассмотрения дела, что под описание характеристик закупаемого товара подходят товары двух производителей: "Steriplaz- 120" производителя ООО "ЛИДКОР" (регистрационное удостоверение N ФСР 2011/12525 от 13.10.2017) и PHS ПС-150 производителя АО "ТЗМОИ" (регистрационное удостоверение N РЗН 2016/4060 от 17.04.2023).
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав документы и пояснения сторон, руководства по эксплуатации товаров указанных производителей, установила, что Заказчиком при описании поставляемого товара установлены требования, которым в совокупности соответствует товар единственного производителя, а именно: стерилизатор "Steriplaz-120" производителя ООО "ЛИДКОР" (регистрационное удостоверение N ФСР 2011/12525 от 13.10.2017).
Данное подтверждается представленными коммерческими предложениями и заявкой единственного участника.
В рассматриваемом аукционе только одна заявка была признана соответствующей требованиям извещения о закупки, которая содержит в себе предложение о поставке товара "Steriplaz-120" производителя ООО "ЛИДКОР". Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 2%.
Довод Заявителя, что "Steriplaz-120" не подходит под описание объекта закупки по параметру "камера прямоугольной формы для удобства загрузки контейнеров, лотков с инструментами"" отклоняется Комиссией, поскольку в регистрационном удостоверении на данный товар указана форма камеры - "параллелепипед". Параллелепипед является прямоугольной объемной фигурой. Обратного Заявитель не доказал.
Довод Заявителя, что "Steriplaz-120" не подходит под описание объекта закупки по параметрам: - "механизм закрытия двери камеры стерилизатора должен быть оснащен вертикальной скользящей дверью слайдового типа с системой отмены закрывания камеры при наличии помех на пути движения дверцы"; - "стерилизующий агент: пероксид водорода в концентрации", %; - "форма упаковки стерилизующего средства - герметичный непрозрачный флакон"; - "количество циклов с одним сменным флаконом"; - "количество полок в камере" отклоняется, поскольку факт не указания данных характеристик в руководстве по эксплуатации товара, не свидетельствует об отсутствии данных характеристик у товара. Доказательств, обратного не представлено Заявителем.
По мнению представителей Заказчика, помимо товара производителя ООО "ЛИДКОР" возможна поставка стерилизатора плазменного PHS ПС-150 производителя АО "ТЗМОИ" (регистрационное удостоверение N РЗН 2016/4060 от 17.04.2023).
Вместе с тем, анализ руководства по эксплуатации стерилизатора плазменного PHS ПС-150 показал, что данный стерилизатор не оснащен поворотными колесами, в связи с чем не подходит под описание объекта закупки по параметру: "Стерилизатор оснащен поворотными колесами - наличие".
Кроме того, в результате анализа руководства по эксплуатации данного стерилизатора установлено, что в руководстве нет прямого указания относительно "кнопок аварийного управления". Ввиду чего Комиссия Тамбовского УФАС России ставит под сомнение, что указанная в руководстве кнопка "ВКЛ/ВЫКЛ" является кнопкой аварийного управления.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при подготовке к осуществлению закупки Заказчиком надлежащим образом не был изучен рынок товаров, достоверно не установлено наличие как минимум двух производителей, товар которых соответствует совокупности установленных требований, что свидетельствует о закупке товара конкретного производителя.
Действия Заказчика при описании объекта закупки нарушают требования части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что привело к созданию необоснованных препятствий для участников закупки и ограничению конкуренции.
Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает довод Заявителя частично обоснованным.
2. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены избыточные требования по позициям: "Объем стерилизующего агента во флаконе, МЛ - 150"; "Количество циклов с одним сменным флаконом -
35".
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев приведенный довод Заявителя, признает его не обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений законодательства о контрактной системе, основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары удовлетворяющие, потребностям заказчика, а с другой стороны, не ограничивать количество участников закупки.
Представитель Заказчика - заведующий операционным блоком при рассмотрении дела пояснил по данному доводу, что описание объекта закупки произведено с учетом потребности Заказчика, кроме того позиция КТРУ 32.50.12.000-00000009 не содержит параметров товара. Заливка стерилизующего средства является потенциально опасной процедурой для персонала заказчика, этому посвящен целый раздел в руководстве по эксплуатации к любому плазменному стерилизатору. Чем реже персонал будет контактировать с опасными факторами, тем ниже риск причинения увечий сотрудникам. Требование Заказчика к большей емкости и количеству циклов стерилизации продиктовано четко просчитанной и документально подтвержденной потребностью Заказчика, обусловленной спецификой работы плазменного стерилизатора в условия диспансера. Заказчиком в материалы дела представлена таблица, содержащая выдержки из журнала стерилизации плазменного стерилизатора за 2023 год, а также диаграмма оперативной активности онкологических отделений и операционного блока, исходя из которых видно, что требование Заказчика о количестве циклов стерилизации более 35, нельзя назвать избыточными и противоречащими потребности Заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу, что оспариваемые позиции разработаны в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из потребностей Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод Заявителя необоснованным.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что по данной закупке необходима выдача предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АПгрейт" частично обоснованной по первому доводу.
2. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" нарушение ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при проведении закупки N 0164200001924000089.
3. Выдать государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер", его комиссии по осуществлению закупок, уполномоченному органу (министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области), оператору электронной площадки (АО "Единая электронная торговая площадка") обязательное предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатели комиссии Н.Е. Козлова
Члены комиссии Т.В. Четверткова
К.А. Телкова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 февраля 2024 г. N 068/06/42-85/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024