Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 февраля 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
ООО "Андромеда" (заинтересованное лицо) -
ИП (в качестве слушателя),
Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области -
в отсутствие представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" (далее - Заказчик, ГБУЗ "ТООКД"), заявивших ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия,
ИП , уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя (далее - Заявитель) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" при проведении электронного аукциона N0164200001924000090 на поставку аппарата ультразвукового и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) опубликовало 31.01.2024 на сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона N0164200001924000090 на поставку аппарата ультразвукового (далее - Аукцион).
Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 594 666,67 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 08.02.2024 07:00 часов.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона от 12.02.2024 на участие в аукционе была подана одна заявка. По результатам рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона комиссия по осуществлению закупок Заказчика признала электронный аукцион несостоявшимся на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Федерального закона N 44-ФЗ. На основании п. 6 ч. 2 ст. 52 и в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в связи с признанием поданной единственной заявки на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, комиссия по осуществлению закупок Заказчика приняла решение заключить контракт с участником с идентификационным номером 1, по начальной (максимальной) цене контракта 13 594 666,67 рублей.
Заявитель, считая извещение о проведении Аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России. В своей жалобе Заявитель указал на то, что в описании объекта закупки Заказчик установил требования к товару, которому соответствует оборудование единственного производителя, а именно аппарат ультразвуковой модели HS70A-RUS производства Samsung Medison. Для расширения количества участников рынка Заявитель в своей жалобе просил внести следующие изменения в описание объекта закупки:
1. Минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) - 4.
2. Монокристалическая технология изготовления датчика (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) - убрать.
Заказчиком в материалы дела представлены возражения на жалобу с приложением документов по формированию начальной (максимальной) цены контракта, согласно которым, под описание характеристик закупаемого товара подходят товары двух производителей: система ультразвуковая диагностическаяV7-RUS с принадлежностями производителя Samsung Medison (регистрационное удостоверение NРЗН 2023/21213 от 27.09.2023) и система ультразвуковая диагностическая Aplio i-серии в исполнении Aplio i800 производителя Canon Medical Systems Corporation (регистрационное удостоверение NРЗН 2020/11544 от 24.03.2023). Описание объекта закупки было сформировано в соответствии с потребностями медучреждения, с учетом специфики его деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Однако, Заказчиком также дополнительно было пояснено, что при формировании извещения в части описания объекта закупки при ручном вводе им была допущена техническая ошибка в части характеристики "Минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) - 2 МЕГАГЦ", которая не соответствует его потребностям, в связи с чем он готов внести необходимые изменения.
Рассмотрение жалобы назначено на 13.02.2024. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 14.02.2024.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, кроме прочего, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Извещение о проведении электронного аукциона содержит характеристики закупаемого товара "Описание объекта закупки" (далее - описание объекта закупки), согласно которому объектом закупки является система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети. Наименование по КТРУ: 26.60.12.132-00000036.
Описание объекта закупки содержит, в том числе следующие характеристики товара: "Датчик линейный N1 - Да",
"Минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 Да) -
2 МЕГАГЦ";
"Монокристальная технология изготовления датчика (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) - Да".
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав документы и пояснения Заказчика, руководства по эксплуатации товаров указанных производителей, установила, что Заказчиком при описании поставляемого товара установлены требования по показателю "Минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 Да) -
2 МЕГАГЦ", которым в совокупности соответствует товар единственного производителя, а именно: система ультразвуковая диагностическая Aplio i-серии в исполнении Aplio i800 производителя Canon Medical Systems Corporation (регистрационное удостоверение NРЗН 2020/11544 от 24.03.2023).
Согласно сведениям, размещенным на сайте Росздравнадзора, указанная характеристика не содержится в инструкции к системе ультразвуковой диагностической V7-RUS с принадлежностями производителя Samsung Medison (регистрационное удостоверение NРЗН 2023/21213 от 27.09.2023), а согласно инструкциии к системе ультразвуковая диагностическая Aplio i-серии в исполнении Aplio i800 производителя Canon Medical Systems Corporation (регистрационное удостоверение NРЗН 2020/11544 от 24.03.2023), по вышуеказанной характеристике подходит только один датчик - датчик линейный биопсийный PLT-308BTP.
По характеристике "Монокристальная технология изготовления датчика (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) - Да" Заказчиком на заседании 13.02.2024 было пояснено, что монокристаллические датчики позволяют получить такие эффекты как повышенное разрешение, однородность изображения, выравнивание качества визуализации ближней и дальней зоны, улучшение работы в доплеровских режимах, снижение количества шумов и артефактов. Все это улучшает пространственное и временное разрешение, а также уменьшает зернистость и шум, что важно для ранней диагностики раковых очагов у онкологических больных, которые лечатся и наблюдаются в онкологическом диспансере.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений законодательства о контрактной системе, основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары удовлетворяющие, потребностям заказчика, а с другой стороны, не ограничивать количество участников закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу, что оспариваемая позиция установлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из потребностей Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
В ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются информация и документы, подтверждающие ее обоснованность.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия (бездействие) заказчика.
Заявитель документального подтверждения своего довода жалобы по характеристике "Монокристальная технология изготовления датчика (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) - Да", с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволили сделать вывод о нарушении законодательства о контрактной системе действиями комиссии по осуществлению закупок, не представил.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый жалобу Заявителя частично обоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что по данной закупке необходима выдача предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя частично обоснованной.
2. Признать государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" нарушившим ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер", его комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
К.Д. Трушинская |
Исп.Трушинская К.Д.
тел.(4752) 71-36-00 вн.068-108
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 февраля 2024 г. N 068/06/33-83/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024