Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение) - <_> (доверенность от 29.12.2023 N 14-юр)
в отсутствие:
Заказчика - Управление территориального развития Администрации МО "Муниципальный округ Камбарский район УР" (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
Заявителя - ИП <_> (далее - Заявитель), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заявителя - <_> с жалобой на действия (бездействие) Заказчика - Администрация МО "Муниципальный округ Шарканский район УР", Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" при проведении открытого конкурса в электронной форме N зз-0017-00560 - 2024 "Строительство волоконно-оптических линий связи в с. Шаркан (по улицам Энтузиастов, Галичевская, Авангардная, Рассветная) Шарканского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124000258, далее - закупка) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. (вх.N 1063-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) Заказчика - Администрации МО "Муниципальный округ Шарканский район УР", Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" при проведении открытого конкурса в электронной форме N зз-0017-00560 - 2024 "Строительство волоконно-оптических линий связи в с. Шаркан (по улицам Энтузиастов, Галичевская, Авангардная, Рассветная) Шарканского района Удмуртской Республики".
Согласно жалобе Заявителя, Заказчик неверно установил дополнительные требования к участникам Закупки в рамках приложения ПП РФ N 2571.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного учреждения, дополнительные требования были установлены согласно позиции 9 приложения ПП РФ N 2571, так как предметом закупки является объект некапитального строительства. Извещением не предусмотрено строительство телефонной канализации, а лишь прокладка кабеля в неё. Устанавливаемые опоры не имеют прочной связи с землей, конструктивные характеристики объекта позволяют осуществить перемещение (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба.
Рассмотрев жалобу Заявителя и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
24.01.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса.
Начальная (максимальная) цена Контракта установлена в размере 5 770 292,25 рублей.
В извещении были установлены дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с позицией 9 приложения Постановления Правительства N2571 (далее - ПП РФ N 2571).
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса от 13.02.2024 N ИЭОК1 было подано четыре заявки, соответствующих требованиям извещения о проведении закупки. Победителем признано - ООО "Связьстрой".
В соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе процедура заключения контракта приостановлена по жалобе.
Рассмотрев жалобу Заявителя, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В Приложении Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" содержится Раздел II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям", в который включаются:
- Позиция N 8. Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
- Позиция N 9. Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В соответствии с абзацем 5 пункта б части 3 ПП РФ N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 9 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пункту 10 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с пунктом 10.1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 10.2 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Согласно пункту 1.1. проекта Контракта объектом закупки, предметом Контракта является строительство волоконно-оптических линий связи в с. Шаркан (по улицам Энтузиастов, Галичевская, Авангардная, Рассветная) Шарканского района Удмуртской Республики (далее - Объект).
В соответствии с пунктом 1.2. проекта Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы, указанные в пункте 1.1. Контракта (далее по тексту - работы), в соответствии с перечнем и объёмами работ, указанными в Сметной документации (Приложение N 1 к Контракту), с Ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 2 к Контракту), Сметой контракта (Приложение N 3 к Контракту), в соответствии с Проектной документацией (Приложение N 4 к Контракту)(далее - Проектная документация).
Согласно Проектной документации в ведомость основных работ входят, в том числе, работы по установке и монтажу опор в количестве 49 штук. Подвеска на них оптического кабеля.
Исходя из буквального толкования пункта 10.1 ГрК, объект закупки является линейным объектом, так как по своей сути представляет собой линейно-кабельное сооружение.
Более того, в проектной документации "Рабочие чертежи 2023/76-ЛГ", подготовленной ООО "Связьстрой", являющейся Приложением N 4 Контракта, неотделимой от него частью, объект "волоконно-оптических линий связи в с. Шаркан (по улицам Энтузиастов, Галичевская, Авангардная, Рассветная) Шарканского района Удмуртской Республики" определяется как линейное сооружение.
Следует отметить, что проектной документацией также предусмотрено, что строительство и эксплуатация волоконно-оптических линий связи осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренные следующими нормативными документами:
- Руководство по строительству линейных сооружений магистральных и внутризоновых кабельных линий связи. - Москва, 1986 г.
- Руководство по строительству линейных сооружений местных сетей связи. М., АООТ "ССКТБ - ТОМАСС", 1995 Г. Утверждено Минсвязи России 21.12.95 г.
Более того, в закупке N зз-51614 - 2023 "Строительство волоконно-оптических линий связи в с. Шаркан (по улицам Энтузиастов, Галичевская, Авангардная, Рассветная) Шарканского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123021981, дата размещения извещения в ЕИС - 14.12.2023), по результатам которой все заявки были признаны несоответствующими требованиям извещения, Проектной документацией также являются подготовленные ООО "Связьстрой" рабочие чертежи 2023/76-ЛГ. Однако, несмотря на то, что объект закупки N зз-51614 - 2023 тот же, что и в закупке N зз-0017-00560 - 2024, Заказчиком и Уполномоченным учреждением установлены требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 раздела II приложения ПП РФ N 2571.
Абзацем 5 пункта б части 3 ПП РФ N 2571 установлено, что договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 9 приложения ПП РФ N 2571, подтверждающий наличие необходимого опыта у участника закупки считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, для позиции 9 гражданско-правовые договоры не могут быть подтверждением наличия опыта работы у участника закупки. Для позиции 8 подобные ограничения отсутствуют.
Следовательно, в рассматриваемом случае, необоснованное установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 9, вместо позиции 8 приложения ПП РФ N 2571, могло привести к ограничению количества участников закупки, либо наоборот, могло привести к негативным последствиям для Заказчика - поскольку исполнитель по контракту не обладал бы достаточным опытом работы с линейными объектами.
В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частями 1, 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> на действия (бездействие) Заказчика - Администрация МО "Муниципальный округ Шарканский район УР", Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" при проведении открытого конкурса в электронной форме N зз-0017-00560 - 2024 "Строительство волоконно-оптических линий связи в с. Шаркан (по улицам Энтузиастов, Галичевская, Авангардная, Рассветная) Шарканского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124000258) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрации МО "Муниципальный округ Шарканский район УР", Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Администрация МО "Муниципальный округ Шарканский район УР", Уполномоченному учреждению - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР", Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела N 018/06/106-93/2024 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии: ___________ <_>
Члены Комиссии ___________ <_>
___________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15 февраля 2024 г. N 018/06/106-93/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024