Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителей Государственного учреждения здравоохранения "Иркутская государственная областная детская клиническая больница" (далее - Заказчик) - "_" (доверенность от 20 февраля 2024 г.); "_" (доверенность от 20 февраля 2023 г.); "_" (доверенность от 20 февраля 2024 г.), "_" (доверенность от 12 декабря 2023 г.);
При участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - "_" (доверенность от 07 апреля 2023 г.);
В отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Группа СТК" (далее - ООО "Группа СТК", Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку шприцев общего назначения, извещение N 0134200000124000564 (далее - электронный аукцион) в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 13 февраля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, в описании объекта закупки по позиции 4 "Шприцы общего назначения" установлены характеристики, противоречащие ГОСТ ISO 7886-1-2011 "Межгосударственный стандарт шприцы инъекционные однократного применения стерильные часть 1 шприцы для ручного использования" (далее - ГОСТ 7886-1-2011).
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 08 февраля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 08.02.2024 N0134200000124000564" (далее - Извещение).
Датой окончания срока подачи заявок является 16 февраля 2024 года.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 162 784 руб. 00 коп.
16 февраля 2024 года Уполномоченным органом в ЕИС размещен Протокол подачи ценовых предложений от 16.02.2024 NЦПА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 4 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение поступило от участника закупки с номером заявки N115902011 в размере 470 882 руб. 16 коп., снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 59,50%.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа, приходит к выводу о необоснованности жалобы на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о проведении закупки должен установить требования к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Комиссией установлено, что в структурированной заявке на закупку установлены требования к техническим характеристикам к поставляемому товару по позиции 4 "Шприц общего назначения" с градуированным объемом 5 мл с шагом шкалы градуировки 0.2 Кубический сантиметр; миллилитр.
Общие требования к допускам на градуировку вместимости и градуировке шкалы установлены разделами 9 и 10 ГОСТ 7886-1-2011.
Пунктом 10.1.1 раздела 10 ГОСТ 7886-1-2011 установлено, что шкала шприца должна быть градуирована делениями в соответствии с таблицей 1, согласно которой деление шкалы для шприца вместимостью 5 мл должно составлять 0,5 мл.
При этом согласно примечанию, к пункту 10.1.1 ГОСТ 7886-1-2011 допускается дополнительная градуировка внутри шкалы или на ее продолжении.
Поскольку в КТРУ (32.50.13.110-00004568) не раскрывается понятие "градуировка" и не содержится требований к цене деления шприца, Заказчиком в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ подготовлено описание объекта закупки, которое содержит все предъявляемые требования к товару, призванные обеспечить поставку товара, способного удовлетворить потребности заказчика для достижения необходимых результатов работы.
Из представленных Заказчиком пояснений установлено, что использование шприцев общего назначения Заказчиком регламентировано лицензией на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной, специализированной, медико-санитарной помощи в стационарных и амбулаторных условиях по аллергологии и иммунологии, бактериологии, гастроэнтерологии, гематологии, детской кардиологии, детской онкологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, детской эндокринологии, клинической лабораторной диагностике, неврологии, нейрохирургии, нефрологии, по анестезиологии и реаниматологии.
Для каждой из целевой возрастной групп детей рассматриваются конкретные лекарственные формы и пути их введения. Обоснование включает в себя как минимум:
-состояние, подлежащее лечению;
-продолжительность лечения;
-свойства активных лекарственных средств;
-дозирующие устройства;
-требований к точности дозировки лекарственных препарата;
-оценки риска ошибок дозирования;
-аспекты применения (например, простота введения и приемлемость лекарственной формы для детей).
С целью обеспечения адекватного лечения детей всех целевых возрастных групп и при необходимости с учетом различного состояния здоровья, профиля развития заболевания или особенностей поведения детей для одной и той же лекарственной формы может потребоваться выбор различных путей введения и (или) лекарственных форм и при этом соблюдение точности дозирования по действующему веществу, что достигается нанесенной градуировкой на шприц. Таким образом, шаг градуировки, регламентированный ГОСТ ISO 7886-1-2011, не удовлетворяет потребности при оказании помощи в педиатрической практике.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснована потребность в установлении дополнительных характеристик товара.
Также, из представленных документов следует, что на рынке имеются производители, осуществляющие производство шприцев общего назначения 5 мл с градуировкой 0,2 мл:
- ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД", Россия, РУ N РЗН2019/9116 от 07.11.2022., шприцы по ТУ 32.50.13-001-25587590/2018;
- ООО "МПК "Елец", Россия, РУ N ФСР 2008/03888 от 17.07.2019 г., шприцы по ТУ 9398-001-74017482-2010;
- ООО "Стерин", Россия, РУ N ФСР 2008/03253 от 12.01.2015 г., шприцы по ТУ 9398-004-11701993-2008.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
При таких обстоятельствах, Комиссией Иркутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ при формировании Извещения об осуществлении электронного аукциона не установлены.
Кроме того, в силу части 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями Извещения о проведении электронного аукциона, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих, что при описании объекта закупки использовались характеристики, не предусмотренные техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации и иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Федерального закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Группа СТК" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024