На основании поручения ФАС России от 13 июня 2019 года N МЕ/49839-ПР/19 о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 01 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России N 038/52/24 от 16 февраля 2024 года,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: <_>;
участники Инспекции: <_>; <_>;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Муниципального казенного учреждения "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска (ИНН: 3804041066); уполномоченного органа - Администрации муниципального образования города Братска (ИНН: 3803100833) на предмет соблюдения требований законо
дательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска" (извещение N0134300025823000483) - закупка в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
Место нахождения Муниципального казенного учреждения "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска (далее - Заказчик) - 665708, Иркутская область, город Братск, пр-т Ленина, д.37.
Место нахождения Администрации муниципального образования города Братска (далее - Уполномоченный орган) - 665708, Иркутская область, город Братск, пр-кт ленина, 37.
Проверка начата: 19 февраля 2024 года, окончена: 22 февраля 2024 года.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Копия приказа N28-п от 10 апреля 2014 года (о создании комиссии по осуществлению закупок Муниципального казенного учреждения "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска).
- Копия приказа N 19/1 от 10 марта 2023 года.
- Копия приказа N29-п от 10 апреля 2014 года (о создании контрактной службы);
- Копия приказа N31 от 19 апреля 2023 года "О внесении изменений в приказ N29-п от 10 апреля 2014 г.;
- Копия приказа N47 от 23 октября 2023 года (об утверждении новой редакции положения о контрактной службе);
- извещение о проведении электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска" (извещение N0134300025823000483) - закупка в рамках национального проекта "Жилье и городская среда";
- заявка, поданная на участие в электронном аукционе N0134300025823000483;
- протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.11.2023 NИЭА1;
- муниципальный контракт N23000483 на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска от 28 ноября 2023 года, а также иные материалы.
Описательная часть
20 декабря 2019 года в Иркутское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации поступило поручение NМЕ/111773-ПР/19 от 19 декабря 2019 года о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.
На основании вышеназванного поручения Инспекцией Иркутского УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - Муниципального казенного учреждения "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска (ИНН: 3804041066); уполномоченного органа - Администрации муниципального образования города Братска (ИНН: 3803100833) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска" (извещение N0134300025823000483) - закупка в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
Администрацией муниципального образования города Братска (далее - Уполномоченный орган) 07 ноября 2023 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении электронного аукциона N0134300025823000483 "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 6 000 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.11.2023 NИЭА1, на участие в закупке подана одна заявка, победителем данной закупки признан участник с заявкой N115317968 - Букреева Светлана Анатольевна (далее - Участник закупки).
28 ноября 2023 года между Заказчиком и Участником закупки заключен муниципальный контракт N23000483 на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска.
Вместе с тем, Инспекцией в ходе осуществления внеплановой проверки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг).
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу частей 1, 2 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
Согласно подпункту "и" пункта 7 "Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N1221 к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.
На основании изложенного, требование, предусмотренное Постановлением Правительства N1221 о наличии соответствующего класса энергетической эффективности для многоквартирного дома, в котором должны быть расположены закупаемые жилые помещения распространяется на все многоквартирные дома, в которых приобретаются жилые помещения для государственных и муниципальных нужд, и должно быть установлено Заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2.1.2 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.04.2022 N237/пр., жилое помещение, являющееся квартирой, расположено в многоквартирном доме, которому присвоен класс энергоэффективности В и выше.
Из приведенных норм законодательства следует, что вне зависимости от года постройки многоквартирного дома, в котором участник закупки предлагает к поставке жилое помещение, на заказчике лежит обязанность установить класс энергетической эффективности к многоквартирному дому.
В соответствии с извещением об электронном аукционе, объектом закупки является Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска.
Вместе с тем, в Техническом задании и в иных разделах извещения требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1221, к классу энергетической эффективности многоквартирного дома, в котором должны быть расположены закупаемые жилые помещения, отсутствуют.
С учетом изложенного, размещение на официальном сайте единой информационной системе https://zakupki.gov.ru описания объекта закупки в ненадлежащем виде, является нарушением Заказчиком части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу NА53-35342/2021, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу NА53-26960/2022.
Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Муниципального казенного учреждения "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска при проведении электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска" (извещение N0134300025823000483) - закупка в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" установлено нарушение части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска при проведении электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска" (извещение N0134300025823000483) - закупка в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" установлено нарушение части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией Иркутского УФАС России принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Руководитель инспекции |
|
<_> |
Участники инспекции |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024