Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" - *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *,
- заинтересованного лица ООО "ОЛИС+" - *,
проведя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссией при осуществлении процедуры электронного аукциона на приобретение жилого помещения на территории г. Екатеринбурга Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года" (извещение N 0162200011824000082), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России) поступила информация от ООО "ОЛИС+" (вх. N 3025-ЭП/24 от 15.02.2024 г.) о действиях (бездействии) заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссией при осуществлении процедуры электронного аукциона на приобретение жилого помещения на территории г. Екатеринбурга Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года" (извещение N 0162200011824000082), нарушающих положения Закона о контрактной системе.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
29.01.2024 г. на официальном сайте единой информационной системы опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011824000082 на приобретение жилого помещения на территории г. Екатеринбурга Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 954 291,00 рублей.
Согласно информации, содержащейся в заявлении ООО "ОЛИС+" (вх. N 3025-ЭП/24 от 15.02.2024 г.), Заказчиком в приложении к извещению "Описание объекта закупки" установлено требование по энергоэффективности дома, в котором должно располагаться приобретаемое жилое помещение: Не ниже первых пяти наивысших классов на основании постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 1221). Данное требование, по мнению заинтересованного лица, ограничивает потенциальных участником закупки, включая ООО "ОЛИС+". Кроме того, ООО "ОЛИС+" в своем заявлении указывает, что заявка победителя не соответствует требованиям извещения, а также действующего законодательства.
Возражая относительно данной позиции, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с подпунктом и) п. 7) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1221, требование (первоочередное требование) энергетической эффективности устанавливается Заказчиками для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов. Указанное требование распространяется на все жилые помещения, которые приобретаются для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, заказчик обязан установить указанное требование к объекту закупки. Данная позиция об обязанности Заказчика устанавливать требования энергетической эффективности выражена в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 27.12.2023 N 24-06-06/126924.
Кроме того, в соответствии с п. 8 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утв. Приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается по решению собственников помещений многоквартирного дома или по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. Как разъяснил Минстрой России в письме от 29.11.2016 N 40222-АЧ/04, это означает, что класс энергоэффективности многоквартирного дома, в отношении которого нет обязанности по определению такого класса, может быть определен по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме дома или по инициативе лица, осуществляющего управление таким домом, на основании результатов энергетического обследования. Следовательно, присвоение класса энергетической эффективности в соответствии с требованиями 261 ФЗ от 23.11.2009 г. может быть осуществлено на основании соответствующего обращения в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 Описания объекта, являющегося приложением к извещению, установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), поставляемых товаров, которые включают в себя, в том числе, следующие показатели:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
Обоснование использования характеристик |
Инструкция участнику закупки по формированию предложения |
|
1 |
Услуги по покупке и продаже собственного недвижимого имущества |
УСЛ ЕД |
1.00 |
Класс энергоэффективности жилого дома |
|
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Частями 1, 2 ст. 26 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено следующее:
1.Государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
2. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
Согласно пп. "и" п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1221, к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
и) для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.
Таким образом, данное требование распространяется на все жилые помещения, независимо от того, к какому рынку жилья (первичному или вторичному) они относятся.
Заинтересованное лицо в своем заявление указывает, что не нашлось объекта, удовлетворяющего совокупности всех требований Описания объекта закупки.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной в единой информационной системе, на участие в закупочной процедуре подано 2 заявки, 1 одна заявка соответствует требованиям извещения, 1 заявка отклонена от участия в закупочной процедуре.
Ссылку заинтересованного лица на то обстоятельство, что победитель закупочной процедуры не соответствует требованиям извещения, действующего законодательства ввиду того, что, исходя из сведений проекта контракта, заключаемого по итогам данной закупки, указанный дом имеет класс энергоэффективности С, что не соответствует действительности и подтверждается данными общедоступного ресурса ДомМИНЖКХ https://dom.mingkh.ru, Комиссия находит не состоятельной на основании следующего.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ДомМИНЖКХ, дому на ул. Конотопская, 5, Екатеринбург, Свердловская область класс энергетической эффективности не присвоен.
Однако, как установлено Комиссией, присвоение класса энергетической эффективности может быть осуществлено на основании соответствующего обращения в орган государственного жилищного надзора.
Кроме того, документ, подтверждающий класс энергетической эффективности предоставляется в ходе исполнения государственного контракта (п. 3.2. Проекта контракта). В случае не предоставления данного документа, государственный контракт будет расторгнут на основании п. 5.5. Проекта контракта.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает нарушений положений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, уполномоченного органа, закупочной комиссии.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
2. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
|
|
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 февраля 2024 г. N 066/06/99-553/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024