Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 22 февраля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99,статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрев обращение Общества с ограниченной ответственностью Строительная производственная торговая компания "ЮВА" (далее - ООО "СПТК "ЮВА", заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку дизельного топлива для блочной модульной котельной (извещение N 0869200000224000729), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Государственного учреждения социального обслуживания "Кусинский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Кусинский областной реабилитационный центр, заказчик) Апокиной Натальи Сергеевны, Батиной Марины Александровны, действующих на основании доверенностей NN 3, 4 от 16.02.2024;
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее -уполномоченное учреждение) Стратий Марии Игоревны, Обвинцевой Надежды Сергеевны, действующих на основании доверенностей N 14 от 04.07.2023, N 17 от 01.02.2023;
- в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.02.2024 поступила жалоба ООО "СПТК "ЮВА" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку дизельного топлива для блочной модульной котельной (извещение N 0869200000224000729) (далее - аукцион, закупка).
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 14.02.2024 NN 45-ж/2024, 28-ВП/2024 на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, проведение внеплановой проверки назначено на 19 февраля 2024 года.
Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.02.2024 в 11:36.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 958 333,10 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок 21.02.2024 08:00 (МСК+2).
На момент рассмотрения проведения внеплановой проверки контракт по итогам аукциона не заключен.
Из обращения ООО "СПТК "ЮВА" следует, что заказчиком неправомерно в описании объекта закупки установлено требование к приобретаемому товару: "Сорт/класс топлива: Не ниже D; Тип топлива дизельного: Летнее; Экологический класс: Не ниже К5" по следующим основаниям. В соответствии с ГОСТ Р 52368-2005 "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия" топливо дизельное летнее сорт D применяется в ограниченных регионах, Уральский Федеральный округ не входит в зону использования товара. В регионе используется топливо летнего сорта С или межсезонные сорта топлива E и F, в зимний период используют зимнее топливо в зависимости от погодных условий. Указанный товар невозможно приобрести в настоящее время года, в связи с чем непонятно как поставщик может документально подтвердить поставку товара, требуемого заказчику. Обосновать НМЦК также проблематично по причине отсутствия в наличии товара у поставщиков в межсезонный период. Исполнение аналогичных контрактов за 2023 год не позволяет объективно установить поставку именно летнего топлива сорта D. По мнению заявителя заказчику необходимо топливо, которое соответствует нормативным документам и погодным условиям, поскольку приобретение летнего топлива в зимний период может привести к невозможности его использования при низких температурах и придется ждать до повышения температуры воздуха.
Представители заказчика с доводами обращения не согласились, пояснили, что описание объекта закупки осуществлено Кусинским областным реабилитационным центром с использованием КТРУ, в извещение о закупке вносились изменения, сорт/класс топлива определен "Не ниже C". Для обоснования НМЦК заказчиком направлены 10 запросов потенциальным поставщикам, получено три коммерческих предложения. Паспорт на поставляемый товар при необходимости запрашивается у поставщика, у заказчика отсутствует обязанность прикреплять паспорт на поставленный товар при подписании документов о приемке товара. Не имеет значение топливо какого сорта будет поставляться в зависимости от времени года, поскольку емкости для хранения топлива расположены в отапливаемом помещении котельной Кусинского областного реабилитационного центра, что позволяет принимать летнее дизельное топливо в холодный период.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно правилу, установленному пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0869200000224000729 объектом закупки является поставка дизельного топлива для блочной модульной котельной.
Из сведений, размещенных в ЕИС следует, что извещение о закупке размещено уполномоченным учреждением 08.02.2024 16:45. Объект закупки согласно указанному извещению: наименование - топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (оптовая реализация); код позиции -19.20.21.315-00001; характеристики (сорт/класс топлива - Не ниже D; тип топлива дизельного - летнее; экологический класс - не ниже К5). При этом, значение характеристики по "сорту/классу топлива" и "экологическому классу" не может изменяться участником закупки.
В извещение о закупке 13.02.2024 внесены изменения, в результате которых описанием объекта закупки стало содержать следующие характеристики товара: наименование - топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (оптовая реализация); код позиции -19.20.21.315-00001; характеристики (сорт/класс топлива - Не ниже С; тип топлива дизельного - летнее; экологический класс - не ниже К5). А также, значение характеристики по "сорту/классу топлива" и "экологическому классу" не может изменяться участником закупки.
По мнению заявителя, установление требования к сорту/классу топлива "Не ниже D" не соответствует требованиям Национального стандарта Российской Федерации "Топливо дизельное евро. Технические условия" ГОСТ Р 52368-2005, в соответствии с которым, во-первых, сорт D относится к переходному весеннему/осеннему периоду, подлежит применению при температуре не выше -10оС; во-вторых, применение данного сорта дизельного топлива по предельной температуре фильтруемости в Челябинской области не предусмотрено.
В соответствии с ГОСТ Р 52368-2005 летний период включает в себя применение сортов топлива: A, B, C. При этом, применение сорта С допускается при температуре не выше -5оС и в период с 15 мая по 15 сентября (4 мес).
Из пояснений представителей заказчика следует, что Кусинский областной реабилитационный центр при описании объекта закупки руководствовался положениями ГОСТ 32511-2013 "Топливо дизельное евро. Технические условия", в соответствии с пунктом 3 которого к летнему топливу относят топливо сортов A, B, C, D.
Принимая во внимание, что описание объекта закупки установлено заказчиком в соответствии с позицией КТРУ 19.20.21.315-00001, предполагающей обязательными следующие характеристики товара:
, а также, в действующей редакции извещения о закупке характеристика "сорт/класс топлива" определена как "не ниже С", довод обращения заявителя признается несостоятельным.
Комиссия антимонопольного органа с учетом пояснений представителей Кусинского областного реабилитационного центра относительно соответствия потребности учреждения любого вида топлива по причине поддержания положительных температур воздуха в помещении блочной модульной котельной, обращает внимание заказчика: во-первых, обоснование НМЦК осуществлено исходя из приобретения топлива сорта D, что не соответствует описанию объекта закупки действующей редакции извещения; во-вторых, отсутствие необходимости приобретения конкретного вида топлива не нашло отражение в извещении о закупке. При этом, цена товара в зависимости от сорта топлива может отличаться. Кроме того, продажа топлива, как и его производство может зависеть от времени года.
Поскольку в соответствии с пунктами 3, 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе полномочия антимонопольного органа не распространяются на осуществление контроля в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, с указанными вопросами заявитель вправе обратиться в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
Признать доводы обращения заявителя не нашедшими подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 февраля 2024 г. N 074/06/99-353/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024