Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "Инфекционная больница N2" МЗ КК - Косаревской В.В. (доверенность в материалах дела), представителя ООО "СОФ БаРо" - Умарова А.В. (доверенность в материалах дела), рассмотрев жалобу ООО "СОФ БаРо" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Инфекционная больница N2" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий" (извещение N0318200072424000044) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки по позиции 8 установлены характеристики, нарушающие положения Закона о контрактной системе.
Заказчиком предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Инфекционная больница N2" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий" (извещение N0318200072424000044).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позиции 8 требуются к поставке следующее :
8 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004568 |
Градуированный объем шприца |
> 2 и < 3 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
в соответствии с КТРУ |
Игла в комплекте |
Одна и более |
|
в соответствии с КТРУ |
|||
Коннектор |
Луер Слип |
|
в соответствии с КТРУ |
|||
Номинальная вместимость шприца |
2,5 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
Соответствует потребности заказчика - предназначен для ввода лекарственных средств соответствующего объема. Термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 (п.3.1) |
|||
Шприц поставляется в трехдетальном исполнении - цилиндр, поршень, уплотнитель |
Соответствие |
|
Соответствует потребности заказчика и п.4 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 |
|||
Размер иглы: калибр, G |
24 |
|
Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Размер иглы: наружный диаметр |
0,55 |
мм |
Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Размер иглы: номинальная длина |
|
мм |
Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Игла с безопасным механизмом (помимо защитного колпачка), который приводит к блокированию иглы после применения. |
Соответствие |
|
Игла оснащена специальным встроенным защитным механизмом, который приводит к блокированию иглы после применения и является надежным способом защиты от повторного использования, исключающим человеческий фактор. Также позволяет защитить медицинский персонал от случайного укола. |
|||
Изделие не содержит латекс |
Соответствие |
|
Исключает риск аллергических реакций на латекс |
|||
Игла имеет цветовую кодировку номинального наружного диаметра трубки по ГОСТ Р ИСО 6009-2020 |
Светло-фиолетовый |
|
Цветовой код позволяет визуально идентифицировать размер иглы, так как непосредственно на игле маркировка размера не наносится (в соответствии с п.3 ГОСТ Р ИСО 6009-2020) |
|||
Шприц соответствует ГОСТ ISO 7886-1-2011 |
Соответствие |
|
Соответствие шприца требованиям нормативных документов национальной системы стандартизации гарантирует безопасность изделия |
|||
Указать наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением |
Указано в отдельном файле, приложенном в заявке на участие в закупке. |
|
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчику по позиции 8 требуется к поставке шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004568).
По указанной позиции Заказчиком установлены характеристики в соответствии с КТРУ . С учетом п.6 Правил указаны дополнительные требования "Игла с безопасным механизмом (помимо защитного колпачка), который приводит к блокированию иглы после применения", и приведено обоснование необходимости их использования: "Игла оснащена специальным встроенным защитным механизмом, который приводит к блокированию иглы после применения и является надежным способом защиты от повторного использования, исключающим человеческий фактор. Также позволяет защитить медицинский персонал от случайного укола.".
Заявитель указывает, что по позиции 8 раздела "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ, что свидетельствует о незначительности и избыточности потребительских свойств медицинского изделия, и при этом, не оказывает существенного влияния на применение шприцев по их прямому назначению, не отражает потребительских свойств товара.
Заказчик пояснил, что описание объекта закупки составлено с учетом положений п.6 Правил. В описание объекта закупки включено полное, объективное, непосредственно относящееся к лечебному процессу обоснование необходимости использования вышеуказанной дополнительной характеристики.
Заказчик является специализированным лечебным учреждением, осуществляющим лечение пациентов, в том числе с вирусными гепатитами и ВИЧ, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Из пояснений Заказчика следует, что установление дополнительной характеристики в части поставки шприцев общего назначения с иглой, оснащенной безопасным механизмом (помимо защитного колпачка), который приводит к блокированию иглы после применения, не является избыточным требованием, поскольку в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" ведущее эпидемиологическое значение , в первую очередь, при вирусе гепатите С, имеют искусственные пути передачи возбудителя, которые реализуются при проведении медицинских манипуляций, связанных с риском их повреждения. При этом к группам риск по гепатиту B и гепатиту С относится , в том числе, медицинский персонал, контактирующий с кровью (ее компонентами).
В связи с изложенным, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента и медицинского персонала, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Заявитель также указывает, что установленные дополнительные требования к размеру иглы соответствуют товару конкретного производителя, а именно ООО "Парамед Консалтинг" по регистрационному удостоверению NРЗН 2022/18223.
По позиции 8 в Описание объекта закупки Заказчику требуется игла следующих параметров:
Размер иглы: калибр, G |
24 |
Размер иглы: наружный диаметр |
0,55 |
Размер иглы: номинальная длина |
|
Согласно письменным пояснениям Заказчику под указанные характеристики подходят следующие производители:
- ООО "Парамед Консалтинг" ( РУ NРЗН2022/18223 от 08.09.2022, место производство Россия, г. Екатеринбург, ул. Ясная,д.31, оф.306Б )
- ООО "СФ Медикал Продактс ГмбХ" (РУ NФСЗ 2009/05672 от 29.07.2021, место производства: Германия, КНР, Россия, Рязанская обл., г. Кораблино, ул. Зубковой, д. 58);
- ООО "Эксимед" ( РУ NФСЗ 2010/07421 от 30.07.2010, место производства КНР);
- ООО "Зежианг Хуафу Медикал Эквипмент Ко, Лтд" ( РУ NФСЗ 2011/09382 от 28.09.2022, место производства КНР);
Заявитель указал, что шприцы производителя ООО "СФ Медикал Продактс ГмбХ" не соответствуют требованиям Заказчика, в связи с отсутствием требуемого безопасного механизмы иглы.
Заказчик указывает, что по позиции 8 требование к конкретному безопасному механизму не конкретизировано. В связи с чем, в соответствии с интрукцией по РУ NФСЗ 2009/05672 шприцы производства ООО "СФ Медикал Продактс ГмбХ", оснащенные самоблокирующемся устройством , препятствующем их повторному применению, также соответствуют потребностям Заказчика.
Вышесказанное свидетельствует, что Заказчик, формируя требования к техническим характеристикам товара, опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинском персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациента.
Заявитель также указывает, что Заказчиком в извещение установлено ограничение в рамках Постановления N102 от 05.02.2015. При этом, установленные Заказчиком характеристики исключают возможность отечественным производителям принять участие в закупке.
Из пояснений Заказчика следует, что положения Постановления N102 являются мерами ограничительного характера, в связи с чем, участие в закупке, заключение контракта, возможно и для поставщиков, реализующих импортные товары.
Кроме того, при формировании объекта закупки и технического задания Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика формировать техническое задание и описание объекта закупки таким образом, чтобы каждой позиции соответствовал товар российского или зарубежного происхождения.
В рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам , с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
Предметом аукциона является поставка, а не производство товара, в связи с чем, поставщиком товара может выступить любое физическое лицо, юридическое лицо , готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющую потребности Заказчика.
При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя.
Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе не обязывают ответчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В связи с изложенным, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОФ БаРо" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318200072424000044).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 февраля 2024 г. N 109/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024